ЕРЕВАН, 15 апр – Sputnik, Ашот Сафарян. Стремление Армении приобщиться к западным наработкам в области военного искусства вполне естественно, однако одним лишь участием в учениях НАТО армию не усилишь – для этого, прежде всего, нужна соответствующая техническая база. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал политолог, эксперт в области оборонной политики Давид Арутюнов.
Ранее в интервью армянскому изданию CivilNet секретарь Совбеза Армении Армен Григорян сказал, что участие в проводимых США военных учениях может помочь в процессе реформирования армянской армии. По его мнению, опыт показал "неэффективность практики", которая была у армянской стороны. Секретарь Совбеза считает, что нужно найти новые механизмы, новые методы управления, которые являются эффективными, и от которых Ереван долгое время был далек.
Эксперт считает естественным, что Армения стремится повысить уровень боевой подготовки.
"Тем более, что США уже на протяжении многих десятилетий выступают "законодателями мод" в военной сфере. Военное искусство – это не абстрактное понятие. Оно связано, прежде всего, с боевой практикой, а США постоянно участвуют в каких-то конфликтах, "шлифуют" военное искусство и занимают лидирующие позиции в разработке военной техники. Но тут возникает вопрос, насколько в этом плане для Армении эффективен механизм участия в таких учениях", - замечает Арутюнов.
По его словам, для того, чтобы обретение навыков дало эффект, нужна определенная техническая база. Причем, здесь речь идет не о том, чтобы Армения достигла военного уровня США, тем более, что это невозможно. Однако есть критические технологии, внедряя которые в военную технику старого образца, можно добиться положительного эффекта, говорит он.
В подтверждение своих слов он привел пример Азербайджана, основу армии которого составляет советская и российская военная техника, в которую интегрирован целый ряд современных элементов. А вслед за модернизацией техники и развивались возможности и навыки. То есть приобреталась соответствующая техника – ракеты и БПЛА. А в процессе поставок этой техники производитель передавал им навыки применения своей продукции. В данном случае механизм повышения боеспособности армии у них опирается не на участии в каких-то учениях в рамках НАТО, а, прежде всего, на приобретении техники и овладении навыками её использования, говорит собеседник Sputnik Армения.
Говоря о приобретении современных вооружений, Арутюнов заметил, что Армения могла бы обращаться за навыками и техникой не к США, а к странам, которые обладают равноценными возможностями. К примеру, к Индии и Китаю, учитывая, что сотрудничество с ними не приведет к конфликтным ситуациям с Россией. На взгляд эксперта, негативных последствий не вызовет и военное сотрудничество с Францией, поскольку у России к ней особое отношение, хотя она и член НАТО.
Комментируя другое заявление секретаря Совбеза, в котором он опроверг информацию о том, что пакет помощи ОДКБ предполагает военное содействие, политолог сказал, что в отсутствии полноценной информации экспертному сообществу остается лишь строить предположения.
"Даже если Армении и была предложена военно-техническая помощь ОДКБ, она должна была носить символический характер и не могла изменить баланс сил. Следует также учитывать, что большинство стран ОДКБ приняли политическое решение не втягиваться в региональный конфликт. Но даже в этих условиях неправильным был отказ от помощи, даже небольшой, поскольку наша страна нуждается в любых ресурсах, помощи, гарантиях и механизмах безопасности", - заключил Арутюнов.
Накануне депутат фракции "Честь имею" Айк Мамиджанян заявил, что секретарь Совбеза Армен Григорян соврал насчет отсутствия военного содействия в предложенном ОДКБ пакете военно-технической помощи.
Напомним, что еще в декабре 2022 года тогдашний генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявлял, что обсуждаемый в Ереване пакет помощи Армении предполагал и военно-техническое содействие. Это, по его словам, не значит, что на следующий день после подписания документа "самолеты со всем необходимым прилетели бы в Армению", однако дало бы возможность Минобороны стран ОДКБ работать по перечню и реализовать задачу по оказанию военно-технической помощи, "если главы государств посчитают это нужным и утвердят".