ЕРЕВАН, 12 мая – Sputnik. Невелика заслуга представить те или иные экономические показатели – гораздо важнее, что на самом деле стоит за этими цифрами и насколько они повлияли на реальный уровень жизни рядового гражданина Армении. В беседе со Sputnik Армения такое мнение высказал доцент кафедры экономической теории Армянского государственного экономического университета Атом Маркарян.
Ранее, в ходе встречи с армянской общиной Чехии, премьер Пашинян заявил, что по сравнению с 2017 годом государственный бюджет Армении увеличился на $2 млрд. Ранее на заседании правительства премьер-министр заявил, что по сравнению с 2018 годом (после "бархатной революции" - ред.) поступления в бюджет увеличились на $1,5 млрд.
"Все дело в том, какую добавочную стоимость дали эти показатели, насколько эти дополнительные потоки высокотехнологичны и прибыльны, и сколько рабочих мест создано благодаря им. Вообще, если мы не измеряем экономический рост показателями уровня занятости и уровня жизни, качества жизни, то подобные разговоры вести бессмысленно", - считает экономист.
По словам Маркаряна, заявленные главой кабмина показатели незаметны не только в жизни рядовых граждан страны, но и в сфере обороны и безопасности Армении.
"Если бюджет увеличился, насколько оборонная система увеличила свой потенциал? Мы этого не видим. Наши границы уязвимы, наша страна, наше общество унижены. Это факт. Уж не говорю о существенном падении уровня жизни значительной части населения", - отметил специалист, напомнив о колоссальной инфляции за последний год.
Маркарян не отрицает, что официальная статистика действительно фиксирует рост налоговых поступлений. Та же статистика, однако, показывает, что основными движущими силами армянской экономики остаются сфера услуг, горнодобывающая промышленность (за счет роста мировых цен). Положительную динамику обеспечивает и некоторое сокращение "теневой" экономики за счет того, что некоторые бизнесы отделились от власти и начали платить налоги.
Увеличение налоговых поступлений также обусловлено инфляцией – как глобальной, так и внутри страны, и падением курса доллара с 2022 года.
Еще одним важным фактором является приток капитала и рабочей силы, обусловленный обострением ситуации на Украине, или, как называет это Маркарян, "дезертирские" инвестиции в экономику Армении.
"Нужно смотреть правде в глаза. Большинство этих людей просто дезертиры, которые бежали от военной службы, приехали в Армению, и на свои деньги основали бизнес. И это, по сути, привело к достаточно большому финансовому притоку", - сказал экономист.
По его словам, фактором увеличения налоговых поступлений в Армении также является резкий рост реэкспорта в Россию через территорию Армении.
И последним фактором, по мнению экономиста, стал игорный бизнес. "Этот фактор, можно сказать, характерен для нынешнего правительства, особенно с точки зрения сомнительных оффшорных денег. Деньги, скажем так, циркулируют и отмываются на армянском рынке", - утверждает Маркарян.
Что касается рабочих мест, то специалист связывает опубликованные главой правительства цифры с релокантами из России, предупреждая, что это временное явление. Рано или поздно они уедут, "забрав с собой" эти рабочие места, и падение будет крайне болезненным.
Согласно официальной статистике, в декабре 2022 года в Армении был зафиксирован рекордно высокий показатель – 704 000 рабочих мест.
Безработица в Армении в 2022 году составила 13%, что для последнего десятилетия является крайне низким показателем.