Повестка армяно-российских отношений нуждается в модернизации - Юрий Навоян

Глава общественной организации "Диалог" выступил с новой формулировкой функций армянской диаспоры.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 7 июл – Sputnik. Армянская диаспора России – серьезный фактор как в контексте перспективного развития РФ, так и в роли связующего звена в армяно-российских межгосударственных отношениях. Такую мысль в международном мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения высказал общественно-политический деятель, председатель общественной организации "Диалог" Юрий Навоян.
Он подчеркнул, что вся история независимой Армении неразрывно связана с диаспорой, хотя за последние 30 лет были разные подходы, форматы взаимодействия с диаспорой, звучали разные оценки роли диаспоры. При этом Навоян выделяет 3 основные функции диаспоры в современных условиях:
1.
Укрепление армянской государственности.
2.
Развитие связей Армении со страной проживания той или иной общины, привлечение потенциала диаспоры к развитию межгосударственных связей. Армянские общины за рубежом сами могли бы инициировать межгосударственные программы и развивать их.
3.
Сохранение армянского и цивилизационного наследия.
"Широко известна теория "мягкой силы", заключающаяся в представлении положительного имиджа Америки. Я бы предложил понятие "четкой силы", которая расширяет границы международного сотрудничества Армении", - полагает Навоян.
По его словам, российские армяне являются в какой-то мере продолжением Армении и на бытовом уровне связаны с родной землей. В этом смысле российское армянство могло бы принимать участие в обсуждениях, поисках решений, способствуя положительному развитию армяно-российских межгосударственных отношений.
Навоян замечает, что сложная международная ситуация вносит свои коррективы в традиционные представления о стратегических союзах. Не стали исключением и армяно-российские отношения, которые подвергаются испытаниям, приводящим к кризису взаимных восприятий. Первый слой армяно-российских отношений, с которым мы сталкиваемся, это именно кризис взаимовосприятий, говорит он.
На его взгляд, есть 3 основополагающие проблемы, которые влияют на взаимное восприятие и создают препятствия для развития двусторонних отношений:
1.
Излишняя примитивизация представлений об армяно-российских отношениях. Часто политические и экспертные круги Армении и России упрощают тот или иной процесс, создавая внутри своих обществ черно-белые картины, а также разделительные линии.
2.
Отрицательное взаимовосприятие и недостаточное взаимопонимание. Граждане Армении и России имеют преувеличенные представления друг о друге. И иногда в этих условиях граждане Армении и России крайне болезненно воспринимают то или иное политическое решение, тот или иной подход.
3.
Нехватка, а то и вовсе отсутствие институциональной систематизированности армяно-российских отношений. Политическим деятелям, чиновникам приписывается абсолютная роль и они даже возводятся в ранг фетиша. При этом политические решения персонализируются и это восприятие проецируется на межгосударственные отношения, считает он.
Навоян уверен - фактор взаимовосприятия во многих случаях становится решающим и предопределяет успех или неудачу двусторонних политических или экономических отношений. Но эти восприятия не всегда адекватно отражают настоящее положение вещей и реальный подход каждой из сторон.
"Необходимо усилить механизмы диалога и модернизировать повестку межгосударственных отношений, чтобы она соответствовала своему предназначению и была убедительной для граждан обеих стран. Уверен, что посредством качественной повестки и убедительного взаимодействия можно преодолеть основные проблемы, мешающие трезво оценить реальную ситуацию и перспективы развития армяно-российских отношений. Мы видим, что очень часто происходят протокольные встречи и публикуются очень важные тексты по итогам этих встреч, но они, как говорится, не доходят до общества, они не убедительны для общества. Здесь чувствуется недостаток институциональных механизмов", - заключил Навоян.
Он также подчеркнул, что армяно-российские отношения, которые базируются на геополитических интересах и межгосударственных договорах (а их за последние 30 лет было заключено более 200), соответствуют жизненным интересам армянского народа и перспективам развития Армении.