ЕРЕВАН, 11 авг – Sputnik. В одной из школ Эсватини хотят открыть инженерную лабораторию ArMath. Чтобы перенять ее образовательную программу, в Ереван прибыли представители частной школы Инханьети в Манзини (крупнейшем городе Эсватини).
Руководство школы хочет углубить технологическое образование, приблизив его к мировым стандартам. Поэтому несколько лет назад здесь начали менять обычные доски на электронные, учителям раздали ноутбуки, а в школах провели интернет. Но мало просто раздать школам технику – важно с ее помощью учить детей новым знаниям.
Лет 15-20 назад, когда в школах Армении появились первые компьютерные классы, на уроках информатики в общих чертах показывали, как пользоваться Word и Excel, а также рассказывали, что такое программирование. Теперь Армения сама делится опытом образовательной программы, которую развила за неполные 10 лет. В лабораториях ArMath, открывшихся в 2014 году, в первые год-два учили начаткам Python и печати трехмерных фигур из пластмассы, теперь арматовцы занимаются авиамоделизмом, учатся составлять модели летательных аппаратов, делать для них корпуса и запускать их. Этой программой заинтересовались и стали внедрять ее у себя в школах Индии, Бангладеш, Монголии и Эфиопии.
Естественно, Армения – не единственная страна, которая углубленно обучает школьников хайтеку. Разные программы – сложные и облегченные, для младших и старших классов – есть во многих странах, технологически (надо признать очевидное) намного более развитых.
"Есть очень много программ в Европе, Америке, Восточной Азии, а также в соседней с нами Южной Африке. Но мы не могли найти программ, где несколько технологических дисциплин были бы объединены под одной крышей и упорядочены по возрастающей сложности", - рассказывает Бензи Куаши, административный директор школы Инханьети.
В таком же порядке в программе зафиксировано, какая техника необходима для конкретных классов (комплекты для сборки роботов, 3D-принтеры и так далее).
"Для нас очень важно дать в руки учителям и детям не роботы-игрушки, а серьезные учебные модели, на которых дети будут выполнять серьезные задания. Учителю не придется думать, какие нужны роботы или другая техника: методика ArMath дает на все это ответ", - отметила Куаши.
В оснащении школ и программах обучения Эсватини нужно проделать тот же путь, который 10-15 лет назад проделала Армения. Сейчас не во всех школах страны (особенно государственных) есть компьютеры и интернет. Вернувшись домой, нужно рассказывать об увиденном и перенимать опыт, добавила директор.
В Армении ArMath развился, в том числе благодаря поддержке частного сектора: первые несколько лет поставку оборудования для кабинетов ArMath брали на себя частные компании (каждая из них вызывалась шефствовать над одной или несколькими школами), а зарплату для инструкторов взяло на себя правительство. В Эсватини есть несколько ИТ-компаний (и местных, и филиалов компаний из Южной Африки), которые могли бы точно так же помогать образованию учеников (и тем самым готовить для себя будущие кадры).
"К сожалению, такой связи между ИТ-сектором и школами нет, хотя ее выгоды донельзя очевидны. У нас, если школы сами обращаются за помощью – например, чтобы закупить ноутбуки - компании идут им навстречу. Но если такого запроса нет, они, как правило, сами сотрудничество не предлагают. Но если в Армении бизнес-культура дает такой результат, значит, может заработать и у нас", - говорит Куаши.
Про поездку в Армению Куаши и ее коллег мало кто знает дома, призналась директор. Они не хотели о чем-то рассказывать раньше времени, не зная, что увидят в далекой незнакомой стране. Но увиденное впечатлило настолько, что теперь будет о чем рассказывать и в чем убеждать, говорит она.
Если открывать инженерные кружки в масштабах всей страны, то многие школы придется оборудовать с нуля, но в Эсватини, где живет немногим более миллиона человек, ресурсов на это понадобится относительно немного. Если правильно подойти к вопросу, то часть средств можно будет запросить и у международных организаций, которые оказывают Эсватини помощь, добавила Куаши.
Вместе с ней в Ереван для переподготовки приехали несколько учителей информатики, а в среднесрочном будущем надеются отправить еще нескольких.