Три автора армянских короткометражек и два киноведа представят в начале сентября в Казахстане национальное кино Армении. Досадно не только оттого, что полнометражных лент не нашлось, переживаем прежде всего потому, что о национальном кинематографе чаще всего говорим в прошлом времени.
Начиналось же с киностудии, основанной в 1923 году Амо Бек-Назаряном, его же именем названной, ютившейся на тихой улице Терьяна, и переехавшей затем в просторные павильоны на Аштаракском шоссе и там же, в начале девяностых, отошедшей в небытие.
Вспомнилось тоже не по приятному случаю. В начале августа Генеральная прокуратура Армении возбудила уголовное дело по факту нанесения государству ущерба в размере десяти миллионов долларов. Речь идет, в частности, о "нереализованных киностудией в рамках обязательств инвестициях в тридцать миллиардов драмов, а также хищении технического оборудования и сценических предметов, являющихся историческими и культурными ценностями".
И то, и другое, и третье восстановить можно, но с кино, как искусством, будет несопоставимо труднее. Проходящие ныне ежегодные фестивали "Золотой абрикос", приуроченные к сезону созревания культового армянского фрукта, ситуации не меняют - многие наблюдатели уже давно расценивают его лишь как светское мероприятие.
Пусть так, но в разные годы фестиваль посещали мастера мирового кино, среди них: писатель и сценарист Тонино Гуэрра, знаменитые актрисы Клаудия Кардинале, Фанни Ардан, Настасья Кински, Орнелла Мути. Чем плохо?
Золотая пора отечественного кино пришлась на шестидесятые-восьмидесятые, когда, что ни фильм (почти), то приз или широкое признание. Как этого добивались — разговор отдельный. Кто это делал – можно узнать, проходя по "Звездной аллее" перед кинотеатром "Москва".
Тягаться в этом с Голливудом (более двух с половиной тысяч вмонтированных в плиты пятиконечных звезд) мы, конечно, не можем, но потешить самолюбие – вполне. Шарль Азнавур, Шер (Шерилин Саркисян), Рубен Мамулян, Андраник Мададян и проч., и проч.
Главным же на площади перед кинотеатром Москва по праву стал звездный знак в честь Даниеля Дзнуни, первого директора студии "Арменфильм", той самой, что ютилась на скромной ереванской улице Терьяна. Но скромно только по местоположению, по сути же именно здесь зародилось, окрепло, вошло в авторитет, а затем переехало в павильоны на Аштаракском шоссе некогда именитое армянское кино.
Большую часть людей, чьи имена вплетены в отделанные медью звезды, можно было видеть на расстоянии протянутой руки, спросить-узнать о чем угодно, пригласить на чашку кофе, расспросить о планах, житье-бытье.
Понятия "звезда" в том смысле, в каком оно гуляет сегодня по нашим просторам, в те времена просто не было, были узнаваемые и признаваемые мастерами артисты и артистки, сценаристы, режиссеры, операторы. За неимением кафе, где бы эти знаменитости могли общаться друг с другом, в свободное время они часто кучковались на пятачке между входом в административное здание и воротами в студийные павильоны, где, проходя, можно было увидеть Хорена Абрамяна, Метаксию Симонян, Фрунзика Мкртчяна, Сергея Параджанова, Генриха Маляна, Сергея Исраеляна, Алика Явуряна и еще, и еще, и еще. А также приезжавших сниматься на "Арменфильм" Армена Джигарханяна, Арчила Гомиашвили, Софико Чиаурели, не говоря уже о непременном исполнителе вторых ролей Валентине Кулике из "Мосфильма" или конферансье из джаз-оркестра Константина Орбеляна Александре Барушном, в силу специфической внешности приглашаемом на роль шпионов, диверсантов и вообще нехороших людей с тлетворного Запада.
Тем временем "Арменфильм" крепчал и становился узнаваемым не только в Советском Союзе. "Здравствуй, это я!", "Треугольник", "Цвет граната", "Братья Сарояны", "Мы и наши горы", "Мужчины", "Невеста с Севера", а вместе с ними куча короткометражек и мультфильмов. Пока что-то выходило на экраны, в производство уже запускалось следующее, и так год за годом, до начала девяностых, когда вначале замерла, а потом остановилась, можно сказать, вся культурная жизнь, и кино в том числе.
Насчет кино все решилось очень просто. Подход тот же, что в отношении к производству самолетов в авиации, станков и сложного технологического оборудования в промышленности, медикаментов в фармацевтике и т.д. – зачем делать самим, когда можно закупать у других. Зачем "Арменфильм", когда есть Голливуд, на который спрос "выше крыши". Да и зритель охотно пошел в кинотеатры на западные блокбастеры.
Лакомым куском для, якобы, приватизации, а по сути выгодной сделки, стали не только "Каназ", "Армэлектросвет", обувная фабрика "Масис" и подобные им предприятия с мировым именем, но и все то, что могло принести выгоду здесь и сейчас. А чем "Арменфильм" хуже? Студия умирала на глазах и предлагалась всякому, кто имел хоть какие-то деньги за аукционный лот. А потом и вовсе перестала быть. Студия умирала тихо, медленно, вдали от глаз, за обочиной шоссе, ведущего из Еревана в Аштарак.
Прозорливое и умное руководство "Мосфильма" в лице директора Карена Шахназарова не только сохранило национальное достояние, но, придав ему ускорение, сделало студию одной их лучших в Европе. Получилось так, как должно было быть – "Мосфильм" не нуждается в славе, но в его славе нуждается страна.
С "Арменфильмом" вышло по-другому: все славное, что было у него, впечатано звездами в асфальт у кинотеатра "Москва", а сама студия сегодня интересна разве что Генеральной прокуратуре Армении.