ЕРЕВАН, 14 сен – Sputnik, Нарине Ирицян. Жалобы на временный запрет на экспорт катализаторов беспочвенны и манипулятивны, в беседе со Sputnik Армения заявил председатель Ассоциации официальных автомобильных дистрибюторов Армении Артем Петросян.
Правительство заявило о намерении с 1 января 2024 года еще на 6 месяцев продлить временный запрет на вывоз с территории Армении в ЕАЭС использованных катализаторов глушителей автомобилей. Соответствующий проект размещен на площадке e-draft.am. В настоящее время действует решение от 29 июня 2023 года, которое устанавливает запрет на экспорт до 31 декабря текущего года.
"Этот запрет введен для того, чтобы люди не снимали катализаторы со своих машин. Их наличие приносит только пользу, прежде всего — с экологической точки зрения. Получается, что правительство, вводя такие запреты, заботится о здоровье населения. Если сейчас люди, занимающиеся экспортом катализаторов, обижаются, это их право, однако это не тот бизнес, которым кто-либо должен заниматься. Этих людей даже хозяйствующими субъектами не назовешь, это торгаши, которые пользуются искусственно созданным спросом", - считает Петросян.
Корреспондент Sputnik Армения побеседовала также с занимающимся скупкой катализаторов Давидом Д. Он заверил, что катализаторы рано или поздно придется убирать с автомобилей, так как они выходят из строя после определенного пробега и могут нанести автомобилю вред, а запрет на их вывоз нелогичен и способствует контрабанде.
"Фактически, государство тем самым хочет сказать: "если катализатор вызывает проблемы, снимите его, держите у себя дома и не продавайте". А из-за запрета на его экспорт стоимость катализаторов, естественно, упала. То есть, если раньше у автовладельца была возможность снять катализатор, продать его за какую-то сумму и за этот счет оплатить ремонт своей машины, то сейчас он, опять-таки, должен снять вышедший из строя катализатор, да еще и потратить дополнительные деньги из своего кармана, чтобы, например, отремонтировать машину", - отметил Давид.
По его словам, при эксплуатации автомобиля на бензине средний срок службы катализатора составляет до 150 тысяч километров, однако в Армении в основном ездят на газе, а в результате катализаторы быстрее выходят из строя, что требует их последующего демонтажа.
Между тем, такое суждение было странным для президента Ассоциации официальных представителей автопроизводителей Армении Артема Петросяна.
"Катализатор – это фильтр, который поглощает вредные вещества из выхлопных газов. Да, в результате длительной работы он теряет функциональность, но его срок устанавливает конкретный производитель для работы на том или ином типе топлива. По истечении срока их не нужно просто убирать, а необходимо заменять новыми катализаторами, как, например, если бы сломался двигатель вашего автомобиля или другая деталь", - подчеркнул он.
По наблюдениям Петросяна, машины импортируются в Армению с катализаторами, однако в 90% случаев эта деталь демонтируется еще в исправном состоянии.
В поисках решения проблемы экспортеры катализаторов даже встретились с министром экономики Армении Вааном Керобяном.
"Керобян сказал нам, что каждый раз "через не могу" подписывает документы о запрете экспорта катализаторов. Причина проста: злоумышленники украли катализатор с машины его жены, а когда был установлен новый катализатор, они его повторно похитили. Принятие решения о временном запрете экспорта министр объясняет именно тем, что оно позволит искоренить или сократить случаи краж", - отметил Давид.
Он убежден, что временным запретом на экспорт невозможно уменьшить количество краж, наоборот, возрастает риск их вывоза контрабандным путем. Катализатор содержит драгоценные металлы (платина, палладий и родий), которые перерабатываются за рубежом, и воры, считает Давид, найдут способ сбыть украденное.
На это глава Ассоциации официальных представителей автопроизводителей Армении Артем Петросян сказал, что украсть катализатор не так-то просто, его нельзя просто оторвать, вынуть из машины. "Заменители" катализатора, такие, как пламегасители, тоже нельзя считать решением проблемы - эти "обманки" никак не спасают от ядовитых выбросов в окружающую среду.
Поскольку катализатор является довольно дорогой запчастью (в среднем 150 тыс. драмов), армянское правительство решило пойти по более мягкому пути и пока не вводить с 1 января 2024 года обязательную проверку во время техосмотра на наличие катализатора.
По его словам, введенный правительством запрет является полумерой, поскольку вопрос нуждается в институциональном решении и последовательном подходе.
"Наша основная проблема – отсутствие коммуникации, когда гражданам нормально не разъясняют содержание законов и решений", - отметил он.
Петросян напоминает, что много лет назад экспорт катализаторов в Грузии также был чрезвычайно популярен, пока власти не начали принимать жесткие меры.
Напомним, что впервые решение о временном запрете на экспорт катализаторов было принято 15 декабря 2022 года, и он продлевается уже в третий раз.