Для вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха одним из важнейших условий для начала новой жизни является наличие рабочих мест. Некоторые из наших карабахских соотечественников, поселившихся в городе Иджеван Тавушской области, уже смогли трудоустроиться, обрели хороших друзей и соседей. Они рассказали, что в Иджеване удается немного заглушить тоску по Нагорному Карабаху: природа и климат схожи, а люди сердечные и открытые.
На прощание в последний раз обнял наш дом: Алекс, 16 лет
Алекс еще несовершеннолетний, но уже взял на себя ответственность быть кормильцем семьи. Улыбчивый карабахский юноша уже около недели работает официантом в Иджеванском ресторане "Kenats Hac", параллельно продолжает учебу в Иджеванском техникуме։ осваивает профессию программиста.
Вынужденный переселенец из Степанакерта 16-детний Алекс Закарян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Семья Закарянов жила в Степанакерте, все ее 12 членов вместе покинули город.
"Мы никогда не думали, что наш Степанакерт окажется в руках врага. Надеялся, что другие страны помогут, сделают что-то, чтобы остановить Азербайджан, но они ограничились лишь призывами. Мы остались одни, из последних сил боролись за нашу землю, но… Мы ведь ко всему привыкли. И к блокаде, и к отсутствию хлеба, и мы остались бы, ведь главное - мы были у себя дома. Были удары, мы сидели в подвалах, без света. Как только подписали перемирие и сдали Арцах, дали и электричество, но оно нам было больше не нужно".
Алекс прикрывает лицо руками, чтобы скрыть слезы.
"Прежде чем выйти, я обнял наш дом…"
С собой они взяли только кое-какую одежду, оставили даже компьютер Алекса, а без него сейчас сложно, так как это был его рабочий инструмент. Ехали 36 часов, собирались обосноваться в Ереване, однако к тому времени цены на аренду квартир в столице резко поднялись (минимум до 350-400 тыс. драмов), к тому же никто из владельцев не соглашался, чтобы в квартире жили больше 4-5 человек.
Вынужденный переселенец из Степанакерта 16-летний Алекс Закарян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Поэтому решили переехать в Иджеван, где мэрия предоставила им временное жилье. Сейчас семья уже арендовала две квартиры по 150 тысяч драмов (в Иджеване стоимость аренды также поднялась, раньше ту же квартиру можно было снять за 50-60 тысяч драмов), в каждой проживают по 6 человек.
"Здесь очень хорошо, мэрия обеспечивает питанием. Иджеван очень похож на наш Степанакерт, природа прекрасная, люди очень помогают, я не видел ничего подобного", - говорит Алекс.
Юноша мрачнеет, как только в семье заговаривают о намерении переехать в Ереван. Его отец – музыкант по профессии и в Иджеване ему сложно найти работу, мать была медсестрой в отделении эндокринологии Степанакертской больницы. В столице предлагают соответствующую профессиональную работу, а в Иджеване ее найти пока удается. Если не получится, все-таки придется переехать.
Был бы дом, все остальное построим: Мариам, 22 года
22-летняя Мариам Бабалян и ее муж - 29-летний Овик Камалян приехали из города Чартар Мартунинского района НК. В родном городе Мариам была мастером маникюра, во время блокады перестала работать. Настроения не было ни у нее, ни у клиенток.
22-летняя Мариам Бабалян, насильственно переселенная из города Чартар в Мартуни, печет женгялов хац
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Это были трудные дни, но мы адаптировались. У нас была земля, скот, все у нас было, нам не хватало только покупных вещей. Еще мы такой вкусный заменитель кофе готовили: обжаривали нут, чечевицу, желуди, смешивали, измельчали в блендере и варили. Я привезла немного сюда, на память", - рассказала Мариам.
В Иджеване Мариам и Овика приняла гостиница "Камар", с первого же дня и безвозмездно (за проживание государство не платит, это личное решение владельцев гостиницы). Недавно Мариам предложили выпекать "женгялов хац" (отель и ресторан принадлежат одной семье). При этом это не бартер, а оплачиваемая работа.
Готовка Женгялов хац
© Sputnik / Aram Nersesyan
Слава "женгялов хац", который готовит Мариам, уже облетела весь Иджеван. Удалось найти всю необходимую зелень, кроме одного вида. В городе и другие женщины готовят лепешки с зеленью, которые стали визитной карточкой Нагорного Карабаха, но только Мариам печет их из цельнозерновой муки.
Она нашла также вторую работу – занимается упаковкой и дизайном в цветочном магазине. А ее муж уже работает на стройке.
"Иджеван очень похож на наш Карабах, как будто в родное место приехали. Мои мама, брат и некоторые из наших соседей тоже здесь. Иногда я выхожу погулять, встречаюсь с ними, ощущение, будто я все еще в Чартаре".
По словам Мариам, как бы ни было тяжело, но все сейчас настроены на адаптацию, хотя есть много вещей, которые уже не восполнить. Сейчас главное – дом: если будет дом, то остальное можно будет создать заново.