Недавние события в Нагорном Карабахе обострили во многих из нас патриотические чувства, заставили обернуться в прошлое, оглянуться по сторонам, найти много общего с народами других стран и сожалеть, что для любви к своей земле отпущено так мало времени. Об этом со слов людей из разных стран, сказанных в разное время.
"Родина, она и в Африке родина", - сказал Бениамин Григорян, коренной карабахец, покинувший Степанакерт по известным причинам и ищущий пристанище в Подмосковье.
А при чем тут Африка, спросил я. Оказалось, что он прочитал в одном из российских изданий заметки врача из Камеруна:
"В детстве, - вспоминал работавший в Саратове камерунец, - отец часто привозил нас в городок, на который из года в год, каждый день в четыре часа пополудни ветер приносил горячий, крупный песок, и тогда торговцы, накрыв товар чем попало, лезли под прилавок. Длилось это не меньше сорока минут. Почему бы вам не перебраться на соседний остров? - спросил я как-то одного из торговцев. Он с сожалением посмотрел на меня: здесь наша родина, сынок…".
Григорян вспоминает, что карабахцы почти год жили в условиях, когда 40-минутный дождь из вулканического пепла мог показаться даром небес.
"Почти год, можно сказать, жили в аду. Но всему есть предел, и вот пришлось перебираться на "другие острова", но там, в Карабахе, была другая реальность, там был другой мир, другой круг общения, свои традиции, свои привычки, свой "женгялов хац", в конце концов…".
…Со слов уроженца Краснодарского края Микаела Арустамяна:
"Говорят, счастье живет среди тех народов, на землях которых растет виноград. Виноград у нас растет. Остальное: силу, ум, вкус, воспитание, художественное восприятие давали горы, море, лес. Я родился в деревне, не так далеко от Сочи, но Сочи времен моего детства был совсем другой, а уж деревня по нынешним меркам и вовсе как археологическая древность. Но… Там в деревне для счастья нужно было совсем немного: здоровье, родители, семья. Все это было. Сегодня беспокойства у меня больше, чем радости. Очень тревожит раздор Армении с Россией, грозящий перейти в размолвку. Опасный раздор, очень опасный, прежде всего для нас, для армян".
…Рубен Багдасарян, музыкант, долгие года живет в Германии. Рабочие языки, армянский, русский, немецкий.
"У двух последних совсем другой строй по отношению к армянскому языку", - говорит Рубен, но русский, все равно, ближе всех остальных.
Запомнилось гулявшее по интернету видео. Германия, таможня, бойкая армянка возмущена изъятием любимого мясного продукта и объясняет непонятливому таможеннику, что это не колбаса, нет, это бастурма! Объясняет на ломаном русском. Оппонент в мундире стоит на своем и отодвигает продукт в сторону. Но и женщина не собирается уступать. "Слушай, ЭТО не колбаса, ЭТО - бастурма. Не понимаешь, что ли? Учи русский язык!" - кипятится она. Обратите внимание – учить предлагается не армянский, как родины бастурмы, а русский.
Увы, сегодня такое можно сказать не только немецкому таможеннику, а и многим армянам. И вообще, когда смотришь на происходящее с позиций давно минувшего двадцатого века, видишь много опасностей вокруг, а главная - нежелание (неумение) находить общий язык с другими.
…Одна из популярных цитат французского ученого Блеза Паскаля:
"За что ты меня убиваешь? — Как за что? Друг, да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь совершил бы неправое дело, злодейство, если бы тебя убил. Но ты живешь по ту сторону, значит, мое дело правое, и я совершил подвиг!".
Возможно, за межнациональной враждой, делением людей на "своих" и "чужих", со "своего" или "чужого" берега стоит пока еще непознанное, зародившееся в доисторические времена реликтовое проявление боязни иноплеменных. Так собственный белок отторгает белок другого человека.
Не случайно же у каждого народа в ходу ироническое, а порой и оскорбительное название людей другой национальности: украинец - хохол, француз - лягушатник, армяне - хачики и т. д.
…Левон Мсрян, коренной ереванец: "Не так давно в Армению хлынул поток россиян: переждать трудные времена, придать своему бизнесу ускорение, воспользоваться налоговыми льготами, у каждого - свои причины.
Город будто преобразился, разбавился приезжим людом, стал многоцветным. Неприятия, а тем более опасности от приезжих даже близко нет. Разъедутся так называемые "релоканты" по домам с доброй памятью о Ереване и Армении. А тут, нате вам, ни к селу, ни к городу, как пень на ровном месте – русофобство. Зачем? Ради чего? Чтобы что? Чтобы снова оказаться на обочине? Тем более, что поток уезжающих из Армении армян усиливается. Прежде всего в Россию, где нас и без того хватает…".
…Андранику Макунцу, коренному москвичу, запомнился случай с армянскими абрикосами. Выделить продавцам площадку для продажи азербайджанские бизнесмены Москвы отказались. Фрукты портились, надо было что-то делать. И тогда на улицах Москвы и в магазине "Армения" была организована распродажа плодов. При этом дети-сироты из приютов, старики из домов престарелых получили их бесплатно. В очереди за абрикосами то и дело попадались люди других национальностей. Распродажа урожая быстро превратилась в фестиваль дружбы народов. Вот это я понимаю! Это не с глупыми транспарантами кружить у ворот российского посольства в Ереване.
… Из книги "Повести о лесах" русского писателя Константина Паустовского: "Я посвящаю эту книгу России. Мне выпало счастье родиться в ней и прожить полвека. Ничего нет в мире милее для меня, чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа. Только с годами начинаешь понимать силу этой любви и единственно жалеешь о том, что отпущено так мало времени для жизни. Век бы не умирать!".
С великим русским писателем трудно не согласиться.