ЕРЕВАН, 2 дек - Sputnik. Мы, люди, зациклены на большом мозге как на показателе интеллекта. Но безголовые морские животные-змеехвостки (офиуры) вообще не имеют мозга и все же умудряются учиться на собственном опыте. О новом исследовании ученых из американского университета Дьюка рассказывает ScienceDaily.
Родственники морских звезд, офиуры большую часть времени проводят, прячась под камнями и расщелинами океана или зарываясь в песок.
У этих скрытных морских существ вообще нет мозга — только нервные связки, идущие по каждой из их пяти извивающихся щупалец, которые соединяются, образуя нервное кольцо возле "рта".
"У офиуры нет никакого мозгового центра, обрабатывающего информацию о внешнем мире", — сказала ведущий автор Джулия Нотар, которая проводила исследование в рамках своей докторской диссертации по биологии в лаборатории профессора Сёнке Йонсена в Университете Дьюка.
"Каждая нервная связка может действовать независимо. Это как если бы вместо босса был комитет", — сказала Нотар.
В случае со звездами-змеехвостками этого, похоже, достаточно, чтобы учиться по ассоциации, сообщают исследователи. Этот тип обучения предполагает связывание различных стимулов посредством процесса, называемого классическим обусловливанием.
Известным примером являются эксперименты Павлова с собаками, которые показали, что собаки, неоднократно кормившиеся при звонке колокольчика, в конечном итоге начинали пускать слюни от одного только звука колокольчика, даже когда поблизости не было еды.
Люди делают это постоянно. Если вы слышите звонок смартфона снова и снова с каждым новым уведомлением, со временем звук приобретает для вас особое значение.
Просто услышать чей-то телефонный звонок или гудок с тем же звонком, что и ваш, достаточно, чтобы вы рефлекторно потянулись к своему телефону в ожидании нового сообщения, электронного письма или поста в Instagram.
Классические примеры условных рефлексов были продемонстрированы в нескольких предыдущих исследованиях на морских звездах.
Однако большинство иглокожих — группы, насчитывающей около 7000 видов, в которую входят змеехвостки и столь же "безмозглые" морские ежи и морские огурцы — до настоящего времени не подвергались испытаниям.
Чтобы выяснить, способны ли змеехвостки к обучению, исследователи поместили 16 черных офиур в отдельные резервуары с водой и использовали видеокамеру для записи их поведения.
Половину звезд дрессировали, приглушая свет на 30 минут каждый раз, когда животных кормили.
Каждый раз, когда гас свет, исследователи помещали кусочек креветки, "которую они любят", в резервуары, расположенные поблизости.
Другая половина получила столько же креветок и также испытала 30-минутный период темноты, но никогда в одно и то же время — животных кормили при освещенных условиях.
Будь то светло или темно, животные большую часть времени проводили, прячась за фильтрами в своих резервуарах; выходя только во время кормления.
В результате выяснилось, что обученные звезды научились ассоциировать тьму с едой.
В начале 10-месячного эксперимента животные прятались, когда гас свет.
Но со временем животные установили такую связь между темнотой и временем приема пищи, что реагировали так, как будто еда уже в пути, и выползали из укрытий всякий раз, когда гас свет, даже до того, как в резервуары была положена еда.
Морские звезды усвоили новую ассоциацию: отключение света означало, что, скорее всего, появится еда. Чтобы отреагировать, им не нужно было нюхать или пробовать креветки на вкус.
Одного ощущения, что свет погас, было достаточно, чтобы заставить их прийти, когда их позвали на ужин.
Они все еще помнили урок даже после 13-дневного "перерыва" без тренировок, то есть, когда приглушался свет, но не было корма.
Нотар сказал, что результаты "захватывающие", потому что "классическая обусловленность еще не была окончательно продемонстрирована в этой группе животных".
"Знание того, что хрупкие звезды способны учиться, означает, что они не просто роботы-мусорщики, подобные маленьким роботам-пылесосам, очищающим дно океана", — отметила Нотар.
"Они потенциально способны ожидать и избегать хищников или предвидеть еду, потому что они изучают окружающую среду".
В качестве следующего шага Нотар надеется начать выяснять, как им удается учиться и запоминать, используя нервную систему, которая так отличается от нашей.
"Люди все время спрашивают меня: "Как они это делают?" — говорит Нотар.
"Мы пока не знаем. Но я надеюсь получить больше ответов через несколько лет".