Следует внедрить сертификаты на социальные услуги в Армении: родители детей-инвалидов

В "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" считают необходимым подготовку в Армении специалистов в сфере личностно-ориентированной практики предоставления услуг инвалидам.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 8 дек – Sputnik. Социальный пакет для детей-инвалидов следует перевести в формат сертификатов, чтобы родителям был понятен размер суммы и была бы возможность распоряжаться ею по своему усмотрению. Об этом в международном мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения заявила специалист по связям с общественностью "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" Мелеа Милитосян.
Она добавила, что речь идет не об обналичивании сертификатов, а об их использовании в конкретных ситуациях.
Пресс-конференция представителей "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" (9 декабря 2023). Еревaн

"Для несовершеннолетних детей государство предусматривает определенную социальную корзину, стоимость которой никто из нас не знает. Мы отправляли запросы в официальные инстанции, однако нам не удалось уточнить, на что тратит государство деньги, которые выделяются на наших детей. Детям с ДЦП предоставляются инвалидные коляски, которые многие семьи не забирают из-за того, что они не подходят для детей с ограниченными возможностями. То есть у родителей должна быть возможность выбрать ту услугу, в которой на данный момент больше всего нуждается их ребенок – услугу психолога, ортопедическую обувь, более удобную, хоть и за доплату, инвалидную коляску", - подчеркнула Милитосян.

Милитосян Мелеа на пресс-конференции представителей "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" (9 декабря 2023). Еревaн
Она заметила, что этот метод успешно работает в России и Грузии. Он очень прозрачен, весь пакет используется именно на нужды ребенка, который получает все, что дает государство, а не распыляется, как это делается сейчас, говорит представитель "Ассоциации".
Милитосян также указала на необходимость подготовки специалистов в сфере личностно-ориентированной практики предоставления услуг инвалидам. Работая с конкретным портфелем услуг, специалист по вопросам инвалидности мог бы консультировать родителей относительно тех услуг, которые государство предоставляет детям с ограниченными возможностями.
"Когда у ребенка выявляется инвалидность, каждая семья проходит через этап принятия новых реалий. Во многих семьях период адаптации растягивается, а в других проходит достаточно быстро. Когда к семье прикреплен эксперт по вопросам инвалидности, то с ребенком начинают работать гораздо раньше, что очень важно", - полагает Мелеа.
Такие специалисты широко известны в международной практике и есть необходимость применить этот опыт и в Армении, отметила она.
Со своей стороны координатор стратегической группы общественной организации "Ассоциация родителей детей с особенностями развития" Асмик Тамазян отметила, что Ереван на сегодняшний день считается инклюзивным городом, однако в областях страны все еще остается множество нерешенных проблем, связанных с качеством жизни инвалидов.
Тамазян Асмик на пресс-конференции представителей "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" (9 декабря 2023). Еревaн

"В областях Армении есть множество упущений. Даже в столь благоустроенном в плане инклюзивности городе, как Ереван, мы сталкиваемся с многоуровневыми проблемами, а в областях социальных проблем в сотни раз больше. Начнем с того, что во многих общинах Армении нет реабилитационных центров. Решая целый клубок проблем, связанных со временем, финансами и временным жильем, родители вынуждены перевозить из одной области в другую ребенка с особенностями развития, который как минимум 3 раза в неделю должен проходить восстановительную терапию", - подчеркнула Тамазян.

Между тем специалисты отмечают, что частые переезды и связанный с ними стресс снижают эффективность терапии, говорит она. Это приводит к тому, что при малейшей возможности люди переезжают на постоянное жительство в Ереван.
"Это очень серьезная проблема. Сегодня многие говорят о том, что Ереван перенаселен и перегружен, но это тоже могло бы разгрузить столицу. В том числе и в плане разгрузки дорожного движения. Потому что почти ежедневно большое число родителей перевозят своих детей в Ереван для прохождения терапии", - отметила она.
Говоря о проблемах с инклюзивностью в областях Армении, Тамазян привела пример города Аштарак, расположенного неподалеку от Еревана, где нет школы, которую мог бы посещать ребенок с инвалидностью. Нет в школах и подготовленного медперсонала, который бы мог в случае необходимости прийти на помощь или проконсультировать родителей. Вместе с тем, онлайн-обучение создает ряд проблем, поскольку детям с ограниченными возможностями может понадобиться помощь психолога, логопеда, эрготерапевта, физиотерапевта. В территориальных центрах педагогико-психологической поддержки не хватает физиотерапевтов.
И параллельно с учебным процессом родителям или опекунам приходится самостоятельно решать возникающие вопросы - чтобы смотрел все время на экран, чтобы обратил внимание на педагога. Другое дело, когда такой ребенок оказывается в классе, в учебной среде. И в классе учительница может сама подойти к нему, обратиться с вопросом, и ребенок попытается коммуницировать с другими детьми, реагировать хотя бы при помощи мимики. Отправляя детей в школу, мы решаем еще один важный вопрос – вопрос социализации. Чтобы ребенок мог себя самостоятельно проявить в обществе.
В пресс-конференции также приняла участие координатор группы взаимопомощи родителей "Ассоциации" Анжела Агаджанян, которая коснулась такой проблемы, как медицинская экспертиза при получении паспорта для детей с инвалидностью, достигших совершеннолетия.
Анжела Агаджанян на пресс-конференции представителей "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" (9 декабря 2023). Еревaн
"У меня два 16-летних сына-близнеца с инвалидностью. Нам приходится проходить через искусственные бюрократические препоны. Недавно пришлось столкнуться с таким непонятным для меня явлением, как медицинская экспертиза в военкомате. Поначалу я решила, что мы туда не пойдем, но потом оказалось, что без этого мои сыновья не смогут получить паспорт. У одного из них, Геворка – ДЦП, нарушение моторики и речи, проблемы опорно-двигательного аппарата, у второго сына, Гегама – умственная отсталость и аутизм. Я договорилась, что с Гегамом мы подойдем на прохождение комиссии сами, а Геворк будет обследован на дому. Как оказалось, это еще не все. Нам предстоит пройти через этот ад и когда им исполнится 18 лет, чтобы их проверил не "детский", а "взрослый" психиатр", - отмечает Агаджанян.
Она считает странным, что мать детей-инвалидов должна доказывать в паспортном столе, что является "доверенным лицом" своих сыновей.