Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Зарубежные инвесторы начнут активнее инвестировать в армянские стартапы, если убрать непривычные для них правовые барьеры. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения исполнительный директор Сети "ангельских инвесторов" в науке и технологиях (Science and Technology Angels Network, STAN) Рубен Осипян. Сеть, основанная Фондом армянской науки и технологий (Fund for Armenian Science and Technology, FAST), ставит целью не только инвестиции в армянские стартапы, но и подготовку для них менеджеров, а также, совместно с правительством - проработку правового поля, привлекательного для зарубежного капитала.
Директор Сети "бизнес-ангелов" (STAN) Фонда армянской науки и технологий (FAST) Рубен Осипян
© Sputnik / Aram Gareginyan
Как стартапы начали расти
С начала 2010-х годов армянский ИТ-бизнес начал понимать, что выполняя заказы из Европы и Америки, он стал терять преимущество в виде не очень дорогой, но качественной рабочей силы, потому что такое выгодное соотношение стали предлагать и другие страны. Тогда армянские компании задумались над созданием собственных продуктов, однако дело шло не так быстро из-за отсутствия механизмов финансирования создаваемых с нуля проектов. В ИТ-индустрии за них берутся не банки, а так называемые "бизнес-ангелы", которые вкладывают средства в проекты на свой страх и риск. В 2017 году была сформирована сеть таких инвесторов, сейчас она значительно расширилась.
"Теперь наша задача – готовить основателей стартапов, которые могут превращать идеи в успешный бизнес. У нас таких не очень много", - отметил Осипян.
Казалось бы, беспокоиться не о чем: два армянских стартапа, Picsart и ServiceTitan, стали "единорогами" (то есть их рыночная стоимость превысила миллиард долларов), есть несколько компаний на сотни миллионов. Беда в том, что, для привлечения инвестиций, им приходится регистрироваться за рубежом. В этом случае, даже если в Армении оставляют команду программистов, головные офисы все равно переводятся за рубеж (как правило - в США) и основную часть налогов платят там. Пример RenderForest, зарегистрированных в Армении – скорее исключение, чем правило. Если сами армянские компании не остаются в Армении, то нечего удивляться, что сюда не приходят зарубежные инвесторы.
Так в чем же причина?
Ответ неожиданный, но объяснимый – не доверяют. Не честности стартапов, а правовой системе страны. Венчурные (работающие со стартапами) фонды из всемирных центров ИТ-индустрии, например, Силиконовой долины, не готовы вкладывать деньги в страны, где не столь высок рейтинг судебной системы, а интеллектуальная собственность не охраняется должным образом.
Одной из гарантий для инвесторов служит договор SAFE (Simple Agreement for Future Equity), который в последние 10 лет стал рабочим документом для венчурных инвесторов по всему миру. Контракт SAFE гарантирует инвестору, что его вклад автоматически станет пакетом акций, когда стартап достаточно вырастет и оформится как предприятие. Но в правовом поле Армении такой тип договора пока не зафиксирован, а инвестор не станет верить на слово, что айтишники здесь работают честно, особенно если он никогда не был в Армении и вкладывает деньги на расстоянии.
Второй момент касается именно этого "издалека". В хайтеке инвесторы не обязательно приезжают в Индию, Сингапур или ту же Армению: они перечисляют инвестиции заочно, и обычно в долларах или евро. А в Армении инвестиции в иностранных валютах запрещены. Конечно, на практике этот запрет не применяют, но коль скоро на бумаге он остается, незнакомые с Арменией инвесторы и тут опасаются, что в какой-то момент государство пустит его в ход.
Возможность удаленных инвестиций в капитал предприятия тоже не предусмотрена: ни по договорам SAFE, ни по схожим с ними конвертируемыми займами (convertible notes). Инвестору нужно оформиться в национальном депозитарии Армении – или очно, или через доверенное лицо (по доверенности с апостилем). Деловому документообороту мешает и то, что электронная подпись Армении не действует за пределами страны.
“В стране, которая претендует на роль технологической державы, такое положение дел непонятно. Представьте себе инвестора из Силиконовой долины, который станет искать армянское консульство, объяснять там, что он хочет, и заполнять бумаги", - отметил Осипян.
Конечно, есть инвесторы, которые заинтересовались Арменией и работают здесь. Но чтобы один-два десятка энтузиастов с деньгами превратились в тысячи, нужно решить все эти вопросы, отметил Осипян.
В прошлом году STAN и министерство высокотехнологической промышленности Армении начали обсуждать возможность внедрения договора SAFE в национальное законодательство, обсуждаются и другие вопросы, перечисленные выше.
Время не ждет
Пока что Армения опережает соседние страны по рейтингам, связанным со стартапами. Здесь сильнее развиты сети для "ангельского" и венчурного финансирования. Но, например, в Грузии недавно открылся региональный (по Средней Азии и Кавказу) офис крупного инвестора в стартапы 500 Global, который выступает и как акселератор, и как инкубатор. Азербайджан тоже работает с сетями стартапов, а в октябре провел конференцию по вопросам космической индустрии, где выступил Илон Маск.
"Если не сегодня, то завтра мы можем потерять свое преимущество, если не станем его развивать", - отметил Осипян.
Добавим, "ангельские" инвесторы из сети STAN инвестировали в 4-5 проектов, причем цель руководителей сети – отбирать именно такие, которые будут действовать в Армении, а не уезжать за рубеж.