Что в новом спутнике "Айасат-1" армянского: рассказывает инженер-репатриант из Москвы
19:22 07.01.2024 (обновлено: 23:03 07.01.2024)
© Photo : provided by Marat HayrapetyanЛабораторная сборка космического спутника Hayasat-1 в Армении
© Photo : provided by Marat Hayrapetyan
Подписаться
Марат Айрапетян, родившийся в Москве, окончивший "Бауманку" и проработавший несколько лет в "Роскосмосе", около двух лет назад переехал в Армению, присоединившись к команде по созданию первого собственно армянского спутника.
Если первый армянский спутник был собран по заказу правительства, но за рубежом, то второй, "Айасат-1", запущенный 1 декабря, собрали уже в Армении, местные специалисты. Причем это не просто "сборка лего" – столь серьезную технику так просто не соберешь, отмечает в беседе со Sputnik Армения участник проекта Марат Айрапетян, сотрудник фонда Центр научных исследований и инноваций (CSIE). Этот центр, вместе с лабораторией космических исследований "Базумк", спроектировал и собрал спутник.
© Photo : provided by Marat HayrapetyanМарат Айрапетян, участник проекта армянского космического спутника Hayasat-1, на российском космодроме "Восточный"
Марат Айрапетян, участник проекта армянского космического спутника Hayasat-1, на российском космодроме "Восточный"
© Photo : provided by Marat Hayrapetyan
Айрапетян участвовал в расчете траектории полета спутника, а также в его сборке и тестировании. Соединения всех элементов (бортовых компьютеров, системы электропитания, солнечной батареи) надо было проверить на точность взаимодействия.
"Часть приборов наша команда собрала самостоятельно – и для спутника, и для наземной станции управления, причем некоторые приборы мы сами же спроектировали. И, конечно, мы провели очень много работы над программированием", - добавил Айрапетян.
"Союз-Аполлон" по-армянски
Марат пришел в проект около двух лет назад, закончив один из ведущих российских технических вузов (МГТУ имени Баумана) и проработав четыре года в "Роскосмосе" (с CSIE и "Базумк" его связал фонд Repat Armenia, поддерживающий репатриантов). Оказалось, что один из технических руководителей проекта – Масис Кумрикян из США, который много лет работал в американских космических программах. А общий руководитель проекта, Аветик Григорян, еще в советские времена основал в Армении кружок любителей космической науки при республиканском центре технического творчества, основными направлениями обучения в котором были аэронавтика, авиация, астрономия и космонавтика (в команде собралось несколько его бывших воспитанников). Профессиональная "стыковка" прошла как нельзя лучше, а языковая – дело наживное, считает Марат, который успешно учит армянский язык.
"Папа у меня из Еревана, а мама – из Баку, вместе они когда-то уехали учиться в Москву (папа, кстати, тоже окончил "Бауманку"), и я родился уже в Москве. Но каждое лето мы приезжали в Армению, и в Москве родители иногда говорили по-армянски. Поэтому и до переезда я понимал почти все, только затруднялся говорить. Теперь и говорю тоже, просто в технических темах немного затрудняюсь", - улыбается Марат.
Впрочем, его прекрасно понимают и на русском, а с "американцем" Масисом он говорит по-английски – но тем не менее старается учить армянский.
В целом, хотя инженеров в Армении намного меньше, чем программистов. Но все же для проекта удалось собрать специалистов по электронике, радиотехнике и небесной механике. Некоторые из них подучились на месте, адаптируясь под специфику проекта, а некоторые и вовсе еще студенты. Таких взял себе в подмогу и Марат - из Американского, Российско-армянского и Политехнического университетов.
Юра, мы справимся!
Телеграм-канал с таким названием, с новостями космических технологий, Марат ведет уже долгое время, в том числе для армянской аудитории. Здешнее поколение "50-60+", как и их сверстники по всему Союзу, знали наизусть имена космонавтов и названия ракет, а нынешняя молодежь, которая пишет Марату, иногда спрашивает: "Кто в вашем спутнике космонавты?".
"Поэтому я стараюсь, чтобы люди не только узнавали, но и понимали происходящее вокруг космоса, а может быть – получали вдохновение и мотивацию", - говорит Марат.
В прошлом году, на 12 апреля, в День космонавтики, он помог провести в Российско-Армянском университете онлайн-встречу с космонавтом Николаем Чубом, а в июне участвовал в проекте Россотрудничества, которое организовало приезд в Армению Арутюна Кивиряна, зачисленного в российский отряд космонавтов.
"Один-два раза в месяц я выступаю и в Ереване, иногда в России, однажды проводил мероприятие и в Грузии. Там мы, кстати, проводили тренинги по проектировке марсианской базы", - рассказывает Марат.
© Photo : provided by Marat HayrapetyanМарат Айрапетян (в центре) с партнерами по проекту армянского космического спутника Hayasat-1
Марат Айрапетян (в центре) с партнерами по проекту армянского космического спутника Hayasat-1
© Photo : provided by Marat Hayrapetyan
Для армянской аудитории, заметил он, важно и не "задвинуть" новый спутник, и не перехвалить его. Хотя проект и сложный, но в мире такие выполняют десятки стран и даже отдельные университеты. Например, в МГТУ Баумана, уже в годы учебы Марата, проводился студенческий проект по мини-спутникам (кубсатам), которых с того времени запущено уже 6. Такие проекты - это хорошая школа, где нарабатывается опыт для следующих проектов. Такой путь проходили многие – например, в Индии, которая сейчас очень активна в космической индустрии, первые космические аппараты повторяли советские. Такой путь сейчас проходит и Армения, добавил Марат.
"Но важно и то, чтобы наш успех подарил людям какой-то луч света после всего, что произошло в Армении. Для нас это не просто новый аппарат, а надежда на будущее и первый шаг в создании, а вернее в возрождении космических технологий в нашей стране", - говорит Марат.
…Ну и Марс в придачу
Без его участия в Армении не обойдется и марсианская тема: он принимает участие в проекте Австрийского космического форума, который в 2024 году проведет в Армении тренировочный лагерь, симулирующий марсианскую базу (такие проекты австрийцы проводят раз в два года в разных странах, где есть ландшафты, отдаленно схожие с марсианскими). Сейчас Марат проходит обучение, чтобы стать специалистом поддержки этой миссии – в условном центре управления полетами в Вене - тем более что у него есть опыт работы и в реальном ЦУПе в Москве.