Христианство в Армении первыми проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей в I веке. 301 год считается официальной датой принятия Арменией христианства.
В настоящее время существует два административно независимых католикосата:
Католикосат Всех Армян с центром в Эчмиадзине.
Киликийский католикосат с центром в ливанском Антилиасе.
Кроме того, в составе ААЦ действуют два автономных патриархата: Константинопольский и Иерусалимский, главы которых имеют духовную степень архиепископов и подчиняются Католикосу Всех армян.
Армянская церковь вместе с остальными древневосточными православными церквами (Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сиро-яковитская, Маланкарская) осталась верна первым трем Вселенским соборам, отвергнув решения IV – Халкидонского и всех последующих Вселенских соборов.
Отличия между ААЦ и остальными ортодоксальными церквами носят преимущественно обрядовый характер. Что касается догматики, различия здесь часто ошибочно сводятся к тому, что Армянская церковь якобы является монофизитской.
Что такое монофизитство?
Термин "монофизитство" подразумевает, что в Иисусе Христе была одна природа – божественная. Автор этого учения – Константинопольский архимандрит V века Евтихий. Согласно его учению, в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной.
Учение было осуждено в 451 году IV Вселенским собором, известным также под названием "Халкидонский собор". На нем было провозглашено, что в Иисусе Христе две природы – Божественная и человеческая, причем каждая из них совершенна.
Армянская церковь признает Иисуса Христа и истинным Богом, и истинным человеком. Различия между учениями сводятся лишь к терминологии: если Православная церковь учит, что в Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, то Армянская церковь утверждает, что в Иисусе Христе одна природа – Богочеловеческая. Таким образом, вопреки распространенному мнению, Армянская апостольская церковь не является монофизитской.
Обрядовые различия
Духовные степени
У армян пять санов духовенства — католикос, епископ, священник, дьякон (саркаваг), чтец/пономарь (дпир), в то время как в других православных церквах их три: епископ, пресвитер, дьякон.
Рождественская литургия в Эчмиадзинском кафедральном соборе
© Sputnik / Asatur Yesayants
Крест и крестное знамение
Крестное знамение накладывается не справа-налево, а слева-направо. Крест же у армян четырехконечный. Для него характерна вытянутая форма с "ласточкиными хвостами" на концах. Украшается крест растительным орнаментом. Распятие Спасителя на нем отсутствует. В то же время традиционный православный крест имеет шестиконечную или восьмиконечную форму. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую.
Литургия и причащение
Начиная с X века литургия в армянских храмах остается практически неизменной. Вся церковная служба, кроме проповеди, ведется на древнеармянском – грабаре.
Cвященная литургия в честь Крещения и Дня Республики в монастыре Святой Гаяне (28 мая 2023). Эчмиадзин
© Photo : Մայր Աթոռ Սուրբ Էջմիածին/ Mother See of Holy Etchmiadzin
На литургии армянские священники используют не квасную просфору, но пресную, которая называется "ншхар". Хлеб, или ншхар, преподносится для причастия с неразбавленным вином. У православных же вино разбавляется водой.
Рождественская литургия в соборе Святого Григория Просветителя (6 января 2021). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
Отношение ААЦ к иконе
Армянской церкви порой ошибочно приписывают иконоборчество. Однако она со дня своего создания почитала икону. Храмы украшались росписью, а также иконами. По канонам ААЦ, изображения на дереве, металле и холсте в храмах должны быть освящены и помазаны миром. Поскольку в Армянской церкви алтарь покрыт завесой, традиция иметь иконостас не сформировалась. Отсутствие большого количества икон в армянских храмах обусловлено историческими особенностями, а также общим аскетизмом убранства.
Матах
В армянских церквах сохранилась традиция освящения соли для обряда принесения животного в жертву (зачастую это делается в благодарность за спасенную жизнь). Но, в отличие от ветхозаветного, языческого или мусульманского жертвоприношения "матах" представляет собой своего рода благодарность Богу. Само слово буквально переводится как "поднести соль". Таким образом, суть матаха в том, чтобы угостить нуждающихся и неимущих мясом жертвенного животного.
Отсутствие традиции женского монашества
В Армении долгие годы было запрещено женское монашество. Для этого были определенные исторические предпосылки. Согласно летописцу Павстосу Бюзанду, царь Великой Армении Пап (353-374 гг.) якобы приказал разрушить все женские монастыри, а монахинь, давших обет целомудрия, выдать замуж за азатов – армянских рыцарей, которые получали землю за службу. На тот момент это решение было продиктовано тяжелым социально-экономическим положением страны. И хотя в разное время монахини в Армении были, их число было невелико.
Календарь и Рождество
Рождественская литургия в церкви Зоравор Сурб Аствацацин
© Sputnik / Asatur Yesayants
Большинство праздников ААЦ кочующие и переходные. Армяне, преимущественно, ориентируются на Григорианский календарь. Придерживаясь традиции христианской церкви первых веков, Армянская церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения иеромонах Асогик Карапетян отметил, что сегодня ни догматические, ни традиционные и обрядовые различия не мешают христианским церквам конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Иерей Асогик Карапетян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Aram Nersesyan