ЕРЕВАН, 9 фев – Sputnik. Армянское общество накрыл "информационный оползень", созданный властями страны. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразила политтехнолог Нина Маргарян.
По ее словам, жителей Армении постоянно бомбардируют различными "как бы новостями". Причем, интересно, что новости, касающиеся существования государства и строительства какого-нибудь нового развлекательного центра в городе всегда предшествуют друг другу. Все это преподносится в одной плоскости. Все это осуществляется исходя из конъюнктуры, политических предпочтений, а также целей и задач, которые сегодня стоят перед правящим классом, говорит Маргарян.
"Политический дискурс – это, в принципе, язык фракционизма и он очень активно применяется властями Армении. Вот есть мы, а есть они, которые не должны существовать. Постоянно используются так называемые аргументы к пафосу. Вот если мы не сделаем то-то — будет война. Особенно в таких обществах как у нас, где все-таки авторитарного типа власть, они всегда используют язык эмоций, апеллируя к чувствам страха, ненависти и так далее", - подчеркивает политтехнолог.
Как только возникает кризисная ситуация, которая угрожает основам нашей государственности или, если в парламенте собираются принять спорный законопроект, в инфо-поле вбрасываются такие темы, которые разрывают общество, вызывают неоднозначные дебаты, стравливая различные социальные группы, отмечает она.
"По сути, это информационный террор по отношению к обществу, потому что человек дезориентируется в огромном информационном потоке. В какой-то момент гражданин просто сдается и перестает следить за происходящими событиями. Абсентеизм избирателей, который мы сегодня наблюдаем — это результат действия информационных потоков. Гражданин перестает разбираться и говорит: "лучше я не буду туда лезть". А когда он не лезет в политику, есть избитое выражение — политика занимается тобой и это на самом деле так", - полагает эксперт.
Нам сегодня навязываются определенные нарративы. Однако, по мнению эксперта, понятия, которыми оперируют действующие власти Армении, в большинстве своем не имеют никакого отношения к действительности.
"Понятия, которые они озвучивают, такие, как "государственный народ", не имеют вообще ни капли научности. Возможно, это было где-то прочитано, но оно было совершенно чудовищным образом трактовано. В тезисах, которые сегодня очень активно подаются, не нужно искать рационального зерна, поскольку его там абсолютно нет. В расчете на массовое сознание власти используют слова-фантомы, или фреймы. Они максимально размыты. Когда нет рамок, под термины, которые сегодня использует власть, можно подвести все что угодно", - подчеркивает Маргарян.
Она указала на тот факт, что в Армении идет пропаганда против всех основ государства, нам пытаются навязать нарратив, что стыдно быть армянином. Если мы говорим, что являемся армянами и хотим жить на своей земле, изучать свою историю, которая не была ограничена сегодняшней Арменией, площадью 29,8 тысяч квадратных километров, то это называют проблемой. А в дальнейшем может быть выдвинут следующий тезис: "мы всем мешаем в нашем регионе, давайте возьмем государство, все наши дома и перенесем куда-нибудь в другое место".
Политтехнолог уверена — естественно, когда нация, люди с национальной идентичностью, помнят свою историю, свои корни, свои успехи и неудачи. Также естественно, если у нации имеются реваншистские настроения.
"Нам говорят: "когда мы хотим быть армянами, то мы постоянно подвергаемся насилию со стороны других государств. Давайте вообще перестанем на что-либо претендовать, забудем наше прошлое и попытаемся начать все с чистого листа. Но так не бывает. Государство нельзя просто взять и отменить", - говорит собеседница Sputnik Армения.
Она также замечает, что тезис о том, что "опасно быть армянами", фактически, представляет собой некоторое переложение аналогичного тезиса османской Турции и вся политическая пропаганда в Армении сегодня построена именно на этом.
Проблему эксперт усматривает в том, что за все тридцать лет независимости в сознании граждан Армении так и не сформировалось чувство своего государства и родной земли. У нас очень многие не понимают, что такое государство. В результате, публику, зачастую, больше интересуют вопросы сексуальных меньшинств, нежели сохранения государства, оказавшегося на грани краха.
"Сохранение государственности – это, для многих, эфемерная вещь, грубо говоря, человек, который никогда не выезжал за пределы Еревана, не представляет, что происходит в Сюнике. И чем чревато прокладывание Зангезурского коридора. Как и не представляли, когда им говорили, что Нагорный Карабах, по сути, является нашими воротами. А проблема гомосексуализма — это то, с чем они могут столкнуться лоб в лоб в транспорте. И это конечно же намного больше их волнует, чем проблема изменения конституции, пересмотр истории", - отмечает политтехнолог.
Она приводит положительный пример былин о русских богатырях, повествующих о том, что в дальние походы они брали с собой мешочек с горсткой родной земли, которая придавала им сил.
"После рождения человек проходит несколько стадий социализации. Вопросы ценности государства, родной земли, границ, своего самосознания, национальной идентичности — это благоприобретенное. Никто не рождается сразу армянином. Семья, государство, прививает ему определенные ценности. У нас, к сожалению, на протяжении многих лет, государство не было занято этим", - сетует она.
В идеале конфликта между государством и нацией не должно быть, отмечает Маргарян, но граждан Армении пытаются убедить в том, что государство — это просто институт, где мы проживаем. Это невозможно даже теоретически, утверждает она.
Впрочем, такая методичка не нова и во всех странах действует по одним и тем же принципам, заключает она, указывая на пример Украины и Грузии. Граждан убеждают в том, что "если мы сейчас откажемся от того и от этого, то сразу придет огромное количество иностранных инвестиций, мы будем ездить заграницу без паспортов, визы и так далее. И вдруг в государстве наступит благоденствие". Но так не бывает, говорит эксперт. Благоденствие не может наступить там, где забывают свою историю. Потому что история учит исправлять ошибки.