ЕРЕВАН, 5 апр – Sputnik, Нелли Даниелян. В результате недальновидной политики в отношении энергетической безопасности Армения сталкивается с риском повторения негативного опыта Литвы. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал доктор политических наук и экономики, эксперт по вопросам энергетической безопасности Ваге Давтян, напомнив, что до сих пор наша страна не определилась в вопросе строительства новой атомной электростанции.
“Каждые полгода мы слышим разные заявления — то, о строительстве атомной электростанции большой мощности, то о модульной атомной электростанции малой мощности. Но нет четкой, утвержденной государством стратегии, чтобы понять, в каком направлении мы движемся”, - констатирует Давтян, напоминая, что продленный срок эксплуатации действующего второго энергоблока Мецаморской АЭС истекает в 2036 году, поэтому остается очень мало времени, чтобы подумать о новой атомной электростанции.
Что касается опыта Литвы, то Давтян напоминает, что эта страна в начале 2000-х годов была почти в том же состоянии, что и Армения сегодня: ЕС приложил все усилия, чтобы убедить Литву отказаться от эксплуатации Игналинской АЭС, пообещав взамен необходимые финансовые средства для строительства новой, более эффективной атомной электростанции.
Литва поверила обещаниям Европы, закрыла атомную электростанцию и до сих пор не получила обещанной поддержки. Вместо этого страна столкнулась с серьезными вызовами в сфере энергетической безопасности, превратившись из самодостаточной страны-экспортера электроэнергии в ее импортера.
При этом, если до 2022 года Литва импортировала электроэнергию в рамках энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва), то после начала военных действий на Украине ей приходится импортировать несравнимо более дорогую электроэнергию из Швеции.
"Возможно, в отношении Армении нет явного принуждения, но давайте вспомним, что в 2017 году, когда было подписано соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве с ЕС и Евратомом, одной из ключевых задач, поставленных перед Арменией, был демонтаж действующего атомного блока и формирование новых мощностей. Мы видим, что Запад за эти годы действительно пытается предложить Армении проекты строительства малых модульных реакторов", - говорит Давтян․
По его словам, сами страны, предлагающие такие станции, даже не имеют опыта их эксплуатации, что свидетельствует о том, что эти предложения на самом деле — лишь политические заявления.
Ранее директор блока по развитию и международному бизнесу государственной корпорации "Росатом" Кирилл Комаров на полях Международного форума "АТОМЭКСПО-2024" в Сочи заявил о том, что Россия готова реализовать любой проект новой АЭС, который выберет правительство Армении.
Анализируя заявления властей Армении, Давтян приходит к выводу, что предпринимается попытка повести страну по пути строительства модульных станций, предлагаемых Западом.
При этом, если атомная электростанция большой мощности позволит Армении сохранить в регионе статус страны, развивающей мирный атом, а также обладающей энергетической самодостаточностью и экспортным потенциалом, то модульная станция позволит удовлетворить только свои энергетические потребности в небольших объемах.
"Поскольку наша АЭС будет эксплуатироваться до 2036 года, то, если процессы будут продолжаться по этой логике, они приведут к окончательной консервации действующего блока. И если мы не хотим повторить горький опыт Литвы, то нам следует пойти по пути строительства АЭС большой мощности", - уверен эксперт.
В противном случае Армении в ближайшем будущем придется импортировать электроэнергию. А учитывая нынешние геополитические и экономические развития, в роли потенциальных поставщиков могут выступить Турция и Азербайджан, активно развивающие свои электроэнергетические системы, говорит он.
"Поведение Азербайджана и Турции в этом направлении является очень важным индикатором. То, что они периодически критикуют ААЭС, говорит о том, что они стремятся лишить Армению крупных мощностей и того важного стратегического ресурса, которым она обладает сегодня. Кроме того, Турция активно развивает атомную энергетику, строя на данный момент крупнейший в Европе комплекс атомных электростанций. Азербайджан также ведет переговоры о строительстве АЭС на своей территории", - отметил Давтян.
Кстати, на недавней международной конференции “АТОМЭКСПО-2024” в Сочи министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил, что их страна пойдет по пути развития ядерной энергетики. Он также отметил, что Турция не исключает строительства модульных станций, но только в качестве резервной меры и только в случае наличия атомных электростанций большой мощности и становления полноценным ядерным государством.
Давтян убежден, что в Армении, в первую очередь, должны прислушаться к этому заявлению турецкой стороны и рассматривать строительство модульных станций как дополнительный ресурс, но в первую очередь должны подумать о том, чтобы иметь мощную атомную электростанцию.
Ранее гендиректор Армянской АЭС Эдуард Мартиросян заявил в беседе с журналистами в Сочи, что на данный момент Армении необходим реактор до 1000 МВт. Что касается вопроса, будут ли они стационарными, или модульными – то этот выбор еще не сделан. Кроме того, Армения ждет предложений по строительству АЭС из нескольких стран.