Кто-то уходит, кто-то приходит… Если речь об Армении, то возникает вопрос о российском присутствии, если об Африке, то о западном.
Не сильно нарушая стилистику, можно закруглить и так: "Кто-то теряет, кто-то находит". Весь вопрос в том, кто уходит, что находим и с чем в случае чего может остаться Армения?
А теперь о Нигере, расположенном на северо-востоке африканского континента. С Арменией сходство разве только в том, что страна не имеет выхода к морю. Дальше одни различия: территории у Нигера аж 1 267 000 кв. км, населения – более 23 миллионов, живут плохо, одно из последних мест по индексу человеческого развития. Это – одна из самых бедных стран мира.
Тот случай, когда крошечная, по сравнению с Нигером, Армения выглядит молодцом. Между тем, совсем не по-молодецки смотрится сегодня то, что Байден делает в Африке.
Словами американского издания Politico: "США потерпели в Нигере полный крах. Их стратегия давления на африканские государства с требованиями разорвать связи с Москвой и перейти на демократические нормы не работает. Истерзанные войной страны, наоборот, обращаются к России за помощью в сфере безопасности".
Не тот случай, когда официальный Вашингтон спит и не видит. Видит и понимает: силовые приемы, направленные на то, чтобы Нигер и другие истерзанные войнами африканские страны разорвали отношения с Москвой и стали жить по установкам т.н. "западной демократии", уже сдулись. Привлекательность США иссякла, вера в демократию по-американски – на самом донышке, надежд на светлое будущее под руководством заокеанских инструкторов – нема.
Недавний разрыв отношений с Нигером, где на смену американским войскам ждут российские, заставил администрацию Байдена крепко призадуматься.
Дальше – больше. Чад, Центрально-Африканская Республика, Мали и Ливия обращаются к России за помощью в сфере безопасности. Прибывшие в Нигер российские военизированные формирования вынудили Пентагон вывести американских военнослужащих (1 100 человек), рассказал Politico один из американских чиновников.
Из признаний бывшего офицера ЦРУ по Африке Камерона Хадсона: "Когда все эти страны выгнали французов и замкнулись на себе, мы попытались перестроиться и сыграть роль миротворцев в надежде сохранить там свое присутствие. Ничего из этого, очевидно, не сработало. Мы уходим. А Россия, наоборот, обосновалась".
Теперь из знойной Африки – в темпераментную Францию, где чем дальше, тем жарче. В минувший четверг президент Франции Эммануэль Макрон приехал в Сорбонну и выступил с программной речью. Говорил о европейском будущем. Сказал, что надо создать такую Европу, которая была бы в состоянии показать, что не является "вассалом США".
Пояснил, что Европе нужна стратегическая и технологическая независимость от США, и что, по его мнению, европейцы должны показать, что "никогда не были вассалами Соединенных Штатов" и готовы самостоятельно вести диалог с другими регионами мира.
Дальше – самое интересное. В список таких регионов Макрон включил и Россию, сказав: "Наша система безопасности поможет нам после окончания конфликта на Украине выстроить соседские отношения с Россией". Прозрение, смена курса, обычная французская галантность?
Тем временем в сторону России и Ирана откровенно склоняются Чад, Нигер и другие страны Африки. Оказывается, быть рядом с русскими не только безопасно, но и выгодно.
А что в Армении? В Армении до недавнего времени не просто думали, а жили с Россией. Но вот Ереван берется сократить российское силовое присутствие в Армении, заявляет о необходимости вывода российских военных из приграничной зоны, где они были размещены по просьбе армянской же стороны в 2020 году.
Трудно не заметить бесконечные визиты руководителей Армении в столицы других стран с последующими отчетами о том, кто, что и за сколько обещал отдать: денег, займов, оружия, боеприпасов.
Дело, как говорится, хозяйское. "За последний год мы видим, что Армения предпринимает много символических шагов, направленных на разрыв отношений с Россией. Теперь стала предпринимать и практические шаги. Не исключаю, что такие действия будут предприниматься и в будущем", – считает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев.
По его мнению, руководство Армении скорее добивается, чтобы именно Россия выступила инициатором пересмотра существующих отношений.
"Насколько я могу судить, Россия этого делать не намерена", – заключил Николай Силаев.
Проблема, однако, не только в том, что из Армении уйдут (если уйдут) российские войска, но и в том, что в таком случае вместе с ними уйдут и десятки тысячи армян, не видящих ничего обидного в том, что гарантом существования Армении является Россия.
А кто еще? Надеяться на то, что изгоняемые из Африки французские солдаты добредут до Армении и встанут на защиту ее интересов? Верится с трудом. А, если честно, то и не верится вовсе.