Автомобили, в которых разъезжают высокие руководители, как были, так и остаются одним из главных раздражителей общества, недовольного своим экономическим положением. В благополучных в этом отношении странах на то, кто на чем и куда едет, не обращают внимания. Армения к ним не относится.
В моей автомобильной памяти засел единственный эпизод передвижения высокого начальства в транспортном средстве, неподобающем его статусу.
Впереди шла одна машина ГАИ, сзади вторая, между ними обычный пассажирский "Икарус" с Председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым, сопровождавшими его министрами из Москвы, а также высшими руководителями Армянской ССР.
Дело, как можно догадаться, было в 1988 году, когда на трагическое Спитакское землетрясение слетелись все, кто обычно ездил на сугубо правительственных "Чайках" и приравненных к ним лимузинах. А тут, на тебе…
Вскоре после Рыжкова в Ереван заторопился Горбачев. Дальше со слов Рыжкова. "Когда было согласовано, что он летит из Москвы прямо в Ленинакан, позвонил руководитель "девятки" (управление КГБ СССР, отвечавшее за безопасность высших руководителей страны) генерал Плеханов, планировавший доставить в Ленинакан ЗИЛ-ы для Горбачева и его сопровождения.
"Тут я взорвался", - продолжал Рыжков – "Заорал: Какие ЗИЛ-ы?! Не порите чушь! Здесь беда, океан горя, а вы на "членовозах" разъезжать собрались? Что люди скажут – подумали? Не-ет! Горбачев со мной будет ездить. На "Икарусе". И сопровождение тоже – места всем хватит, автобус большой. Ясно?". "Ясно!" - коротко ответил Плеханов. Главные слова в сердитом диалоге: "Что люди скажут!?...".
Люди - везде люди, и на многое реагируют одинаково. Летом нынешнего года министр сельского хозяйства Нижней Саксонии Удо Пашедаг, собравшись в служебную поездку, заказал себе "Ауди А8", в то время как по чину ему полагался "Ауди А6". Замена хорошего на лучшее была сделана из-за того, что министр страдал позвоночными болями, а более комфортабельный "Ауди" был снабжен массажными сиденьями, в то время как менее комфортабельный – нет.
И что бы вы думали? Народ возмутился, разгорелся нешуточный скандал, Удо Пашедаг был вынужден подать в отставку, а германские власти подтвердили, что право на служебные автомобили с шофером имеют лишь главы федеральных земель и госсекретари земельных министерств.
Напомню. Даже в суровые советские времена злоупотреблять своим служебным положением и вытекающими из него радостями жизни считалось предосудительным. Сегодня с этим не только не считаются, им откровенно бравируют.
Сегодня в нашей жизни многое изменилось и, если кто-то из частных лиц с необъятным банковским счетом решает закатить пир на весь мир – это его право. Вот взял Мукеш Амбани, один из самых богатых людей Индии и Азии, и организовал для своего младшего сына грандиозную предсвадебную вечеринку с круизом по Италии и Франции, приглашением 800 гостей включая звезд Болливуда и бизнес-элиты. Его деньги – его право, какие вопросы?
Вопросы появляются задаются тогда, когда в организации подобных мероприятий светятся официальные лица с зарплатой поварихи средней руки на кухне досточтимого азиата Мукеша Амбани.
С чего начались первые публичные истерики Пашиняна? С того невыносимого для начинающего вождя факта, что по улицам Еревана беспрепятственно разъезжают кортежи кого угодно, в то время как машин в его эскорте раз-два и обчелся. Мысль, возможно, пришла во время велосипедной прогулки, но она пришла. Сопровождение олигархов тотчас же свели к нулю, пашиняновскую же автосвиту увеличили до неприличных размеров. Ему так нравится.
Как было до него? Берем за образец аналогичную высшей власти сегодняшней Армении структуру – Центральный комитет коммунистической партии республики. "Цековские" автомобили отличались от обычных прежде всего номерными знаками. Из других различий можно было выделить разве что ухоженность, преимущественно черный окрас, многообразие дополнительных осветительных, а в ряде случаев и звуковых устройств, и ту характерную особенность, что переднее сиденье обычно занимали начальники (сегодня рядом с водителем чаще всего сидит охранник).
Пополнением и ассортиментным обновлением автопарка высших руководителей Армении ведало управление делами ЦК КПСС. Время от времени из Москвы в Ереван перегоняли лимузины так называемого представительского класса – для первых лиц республики и обслуживания высокопоставленных гостей.
Это были "Чайки", перекроенные позже в "ЗиЛ", наследницу "ЗиМ-а", в свою очередь уродившегося из сталинских "ЗиС-ов". Все они – модифицированные, модернизированные, унифицированные или даже эксклюзивные, сходились в одном - в том, что напоминали танк во фраке.
Отдельных автомашин для обслуживания семейных потребностей (за исключением первого лица республики) в те времена не предусматривалось, если жены высокопоставленных лиц на свой страх и риск пользовались служебными автомобилями своих супругов, то это часто кончалось плохо. Риск состоял в возможности попасться на глаза прохожим и оказаться в ситуации "Что люди скажут?". Люди говорили то, что надо, получалось очень нелицеприятно, а проще говоря, откровенно грубо.
Насчет эскортов. Их использовали разве что для сопровождения очень высоких гостей, преимущественно из Москвы или заграницы, да и то в удобоваримых объемах. Чтоб для выезда на работу Карена Демирчяна, а ранее, Антона Кочиняна, еще ранее, Якова Заробяна, не говоря уже о Сурене Товмасяне (первый секретарь ЦК конца пятидесятых годов), перекрывали улицы, заливались истошными гаишными свистками или плотно прикрывали машину суверена моторизиованнй вооруженной охраной – такого никто не помнит.
Не то, чтобы эти люди ценили собственную жизнь меньше, чем Никол Пашинян свою, или не могли прокатиться на велосипедах по ереванским улицам. Такого не было, потому за перебор в расширении своей комфортной зоны за счет неудобств и унижений своих сограждан по головке не гладили. Да, что высокому начальству полагалась, по установленному порядку, то полагалось и принималось, сверх того – не признавалось законным и чаще всего решительно пресекалось.
Не то. чтобы все "бывшие" были такими уж совестливыми и во всех отношениях демократичными вождями, но прежде чем посадить супругу или детей в служебный автомобиль, да еще и взять с собой в загранкомандировку, они крепко задумывались.
Чем плохо?