ЕРЕВАН, 30 июн – Sputnik. Активизация участия Армении в проектах "Север-Юг" и "Персидский залив-Черное море" повысит уровень безопасности нашей страны, поскольку в этом заинтересованы сразу 3 государства — Россия, Индия и Иран. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения высказал востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян. Он добавил, что индийский "Север-Юг" и иранский "Персидский залив-Черное море" проходят по территории Армении и, естественно, исходя из своих интересов эти страны будут способствовать повышению уровня нашей безопасности.
В то же время, на взгляд Восканяна, ни Россия, ни Индия, ни Иран не заинтересованы в реализации транспортного коридора от иракского порта Эль-Фао на юге Басры до турецкой границы, инициированного президентом Турции Реджепом Эрдоганом в ходе апрельского визита в Ирак. По замыслу Эрдогана, в проект должны быть вовлечены 4 страны — Турция, Ирак, Катар и ОАЭ.
"По сути эта программа, инициированная и продвигаемая турецкой стороной, напрямую противоречит геополитическим интересам не только Армении, но и Ирана, Индии и России. Потому что если эта дорога начнет работать, то остальные проекты потеряют свою актуальность", - отмечает наш собеседник.
По его словам, эрдогановская Турция хочет, чтобы региональные транспортные узлы стали важным рычагом для распространения своего влияния. То есть, в нашем регионе создается ситуация, когда роль Армении повышается для России, Ирана и Индии, поскольку единственной альтернативой Армении может быть турецко-азербайджанская территория, которая фактически представляет собой единое геополитическое пространство. Он с сожалением констатирует, что потенциального повышения роли нашей страны в Армении в полной мере не осознают, по крайней мере, на уровне "decision makers" (лиц, принимающих решения). Восканян уверен, что этот вопрос надо постоянно держать в центре внимания, хотя бы на экспертном уровне, поскольку это касается безопасности каждого гражданина Армении.
Между тем он считает, что продвигаемая правительством Армении идея "Перекрестка мира" в контексте связующего звена Восток-Запад – скорее из области фантастики, поскольку с азербайджанской стороны звучат четкие заявления, что пока им не будет предоставлен "коридор" в Нахиджеван, Азербайджан ни при каких обстоятельствах не деблокирует Армению.
Что касается самого "коридора" через Сюник, то, как отмечает эксперт, в этом заинтересован, в первую очередь, тандем Турция-Азербайджан со своими геополитическими интересами. И если позиция Армении будет жесткой и непреклонной в этом вопросе, то Ереван получит поддержку, причем, не только России и Ирана, но и ряда других стран.
"Не думаю, что этот "коридор" может заинтересовать какую-либо другую сторону. Потому что, естественно, никому не хочется лишаться альтернативной дороги. А Армения — единственная альтернатива для обеспечения сухопутной связи Север-Юг", - уверен Восканян.
По его мнению, если Армения противопоставит азербайджанской идее "коридора" через Сюник свою программу, касающуюся коридоров "Север-Юг" и "Персидский залив-Черное море" и сможет максимально быстро и качественно реализовать ее, то получит лучший шанс для участия как в индийской, так и в иранской программе. В этом вопросе политическая заинтересованность есть и у иранской, и у индийской, и у российской стороны, говорит он.
Ранее в
материале Sputnik Армения отмечалось, что Турция продолжает политику развития транспортных артерий между Востоком и Западом и стремится всячески помешать реализации маршрутов с Юга на Север (и наоборот), в которых свою нишу могла бы занять и Армения. В частности, в апреле 2024 года, во время визита Эрдогана в Багдад, Ирак, Турция, Катар и ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках проекта "Дороги развития". Предполагается, что коридор будет полностью готов к 2038 году, однако к концу 2024 года он уже начнет частично работать.