Война в Израиле заморозила "индийский коридор": какую альтернативу может предложить Ереван

© AFP 2024 / ATTA KENAREИранские флаги на церемонии открытия нового оборудования и инфраструктуры в порту Шахид Бехешти в иранском прибрежном городе Чабахар (25 февраля 2019). Иран
Иранские флаги на церемонии открытия нового оборудования и инфраструктуры в порту Шахид Бехешти в иранском прибрежном городе Чабахар (25 февраля 2019). Иран - Sputnik Армения, 1920, 16.10.2023
Подписаться
Вероятная заморозка проекта "Ближневосточный коридор" может повысить значимость МТК "Север-Юг" и параллельных ему маршрутов, в которых Армения рассматривается в качестве транспортной артерии. В деталях "транспортных перипетий" разбирался корреспондент Sputnik Армения.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Конфликт на Ближнем Востоке на неопределенный срок может заморозить идею создания "Ближневосточного коридора", который должен связать Индию с Европой через несколько арабских стран и Израиль. В связи с этим Армении выпал шанс стать звеном в транспортной магистрали, связывающей Индию с Европой. Однако Армении еще предстоит убедить партнеров в Индии и Иране в том, что именно через нее должна пролегать столь важная для реализации крупного и амбициозного логистического проекта артерия.
Ереван отстает в гонке за роль транспортного хаба: чем важен для Армении "Север-Юг">>
Вопрос транспортной связки Индии с Европой через Южный Кавказ муссируется не один год. Во всех "коридорных" проектах Ереван теоретически выступает одной из артерий, через которую может пройти маршрут. Однако на фоне войны в Нагорном Карабахе, нерешенных инфраструктурных и логистических вопросов на территории самой Армении, вопрос запуска коридора все еще остается на стадии обсуждения. При этом Индия уже давно ищет возможность диверсификации поставок своих товаров в страны СНГ и ЕС.
В этой связи в начале сентября 2023 года на саммите G-20 премьер-министр Индии Нарендра Моди анонсировал запуск нового "Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа" (IMEC). Это первая инициатива по сотрудничеству в сфере связи и транспорта с участием Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЕС, Франции, Италии, Германии и США.
Коридор должен обеспечить сквозную связь по маршруту Индия —ОАЭ – Израиль- Греция. Достигнута договоренность о встрече с представителями стран-участниц в ноябре текущего года для обсуждения вопросов, связанных с реализацией маршрута. Запланировано создание рабочей группы, согласование деталей маршрута, обсуждение финансирования, синхронизации таможенных процедур.
По некоторым данным только Саудовская Аравия готова инвестировать в мегапроект до $20 млрд.
Коридор подразумевает мультимодальный тип перевозок. По этой схеме грузы из индийского порта Мумбаи в контейнерах будут добираться до крупнейшей в мире искусственной глубоководной гавани Джабаль-Али (ОАЭ). Оттуда через погранпереход в зоне Гувайфат по железной дороге (включая город Харад (Саудовская Аравия) доедут до израильской Хайфы (принадлежит индийскому конгломерату Adani Group, - ред.), откуда морем направятся в греческий порт Пирей (на 67% принадлежит китайской государственной компании China Ocean Shipping Company (COSCO) – ред.) в Сароническом заливе (ключевой пункт входа в ЕС для этого маршрута).
Указанный маршрут позволит товарам из Индии достичь европейских стран за 10 дней, в то время как по нынешнему маршруту через Суэцкий канал транспортировка занимает от 18 дней и более.
Коридор позволит ОАЭ и Саудовской Аравии повысить свою роль среди государств Персидского залива в качестве важнейших узлов глобальных торговых путей. Индии – стать ключевым игроком в регионе, создав альтернативу китайской инициативе "Пояс и путь" (охватывает более 30 международных организаций, порядка 150 стран, - ред). В некотором смысле коридор представляет собой и угрозу доминированию Египта в регионе, учитывая то, что львиная доля мировой торговли идет через Суэцкий канал.

При чем тут Армения

Палестино-израильское противостояние фактические заморозило реализацию индийского мегапроекта на ближайшие годы. Последние события ударили и по нормализации отношений между крупнейшими бенефициарами проекта – Саудовской Аравией и Израилем. По данным авторитетных международных агентств Reuters и Bloomberg, Эр-Рияд уже приостановил переговоры по этому вопросу.
Однако ситуация в секторе Газа не отобьет у Индии желание диверсифицировать логистические пути. Куда более вероятно, что она теперь будет еще больше заинтересована в увеличении роли транспортных проектов с подключением стран Южного Кавказа.
На этом фоне Ереван вместе с Тегераном может пролоббировать альтернативный мегапроекту и давно обсуждаемый маршрут через Иран и Армению к бассейну Черного моря. Не исключено, что именно с этой целью премьер-министр Армении Никол Пашинян 16 октября командировал министра территориального управления Гнела Саносяна в Индию.
Россия открывает КПП, Грузия строит объездной путь. Семь шагов для спасения армянских фур>>
Официально министр должен принять участие в крупнейшем логистическом форуме (Global Maritime India Summit 2023). Запланировано также участие армянской стороны в круглом столе, посвященном развитию глубоководного порта Чабахар.
Тут же отметим, что Армения еще во время визита главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Индию в 2023 году анонсировала создание мультимодального скоростного маршрута международных грузоперевозок с подключением Ирана и Индии. Тогда же Ереван и Нью-Дели начали переговоры о подписании двустороннего соглашения о международных автомобильных перевозках.
В мае 2023 года Ереван подтвердил свое намерение. Армянская сторона заявила об открытии операторского пункта в порту Чабахар, создала рабочую группу по этому вопросу и разработала дорожную карту по имплементации бесшовного коридора. Речь идет о параллельном международному транспортному коридору "Север-Юг" маршруте через Армению. Он позволит сократить путь индийским товарам в Россию и страны Европы через Черное море.
По всей видимости, перед министром стоит задача не только согласования операторской деятельности Еревана с коллегами из Индии и Ирана в Чабахаре, но и завершения переговоров с Нью-Дели по заключению соглашения о международных автомобильных перевозках.

Армянская альтернатива

Предлагаемый Ереваном коридор, который фактически является аналогом иранского маршрута "Персидский залив – Черное море", может стать альтернативным маршрутом для доставки грузов из Индии и Ирана в Европу и Россию. Маршрут с участием Ирана и Армении позволит сократить расходы на логистику на 25%, а также почти вдвое – время транспортировки.
Так, грузы из Индии могут доставляться в порт Чабахар (юго-восток Ирана), далее - по суше - в Армению (либо автомобильным путем, либо по ж/д), следом - в Грузию, и уже оттуда - в порты Болгарии или Греции, либо же в Россию (через морские порты или МАПП "Верхний Ларс").
Запуск коридора, несомненно, поспособствует улучшению существующих и строительству новых объектов инфраструктуры, а также даст Армении возможности для наращивания собственного экспорта в Иран, Индию, страны ЕС и ЕАЭС. Кроме выгод от самого транзита, задействование бесшовного маршрута приведет к снижению транспортных издержек.
"Армянский путь" позволит Индии не только увеличить собственное присутствие на Южном Кавказе, но и навязать конкуренцию пакистанскому маршруту, который проходит через порт Гвадар и соединяет Афганистан и Центральную Азию с Индийским океаном.
В настоящее время Еревану крайне важен запуск любых транспортных коридоров (в том числе и МТК "Персидский залив – Черное море", - ред.) через территорию Армении. Это позволит привлечь дополнительный грузопоток, инвестиции и расширить логистические мощности. Транспортные артерии также позволят Армении получить ряд преференций – как политических, так и экономических, что автоматически приведет к увеличению роли страны в регионе. Сама Армения станет в таком случае важным транзитным узлом.
Вид на бульвар Талегани в Бендер-Аббасе, Иран - Sputnik Армения, 1920, 26.04.2023
Шанс Еревана: почему коридор "Персидский залив – Черное море" необходим Армении
Однако надо понимать, что для формирования любого транспортного коридора необходимо время, поэтому ждать запуска МТК в ближайшие несколько лет вряд ли имеет смысл.
В настоящее время в Армении нет серьезной инфраструктуры для перевозок грузов по указанному маршруту в больших объемах, страна должна достроить свою автомагистраль "Север-Юг" не за восемь лет, а найти инвестиции для реализации проекта в кратчайшие сроки.
Перед Арменией также стоит задача восстановления и модернизации международных трасс и железных дорог, создания соответствующей инфраструктуры, открытия дополнительных КПП, проработки таможенных тарифов и многие другое. Все это обойдется Еревану в немалую сумму (финансовое участие в данных проектах в теории может быть интересно все тем же Нью-Дели и Тегерану).
И пока Еревану выпал очередной шанс, Армения обязана занять свою нишу в транспортной паутине региона, тем самым укрепив свои позиции.
Лента новостей
0