Из роддома — на "химию": история первой трансплантации костного мозга взрослому в Армении

В Армении впервые была проведена аллогенная трансплантация костного мозга взрослому пациенту — 44-летней Лале Бахтикян, чей сын Раффи погиб 12 октября 2020 года.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Из роддома — на химиотерапию

Спустя три года после 44-дневной войны, в которой Лала Бахтикян потеряла своего сына, ее дом, наконец, вновь наполнился светом и новой надеждой. Смысл и вкус к жизни вернула новость о долгожданной беременности. Казалось, все налаживается. Но счастье оказалось хрупким: на 34-й неделе беременности самочувствие Лалы резко ухудшилось.
Диагноз — острый лимфобластный лейкоз — прозвучал как гром среди ясного неба. Времени на раздумья не было. Консилиум врачей принял решение: провести экстренное кесарево сечение, чтобы спасти ребенка , а затем незамедлительно начать лечение Лалы. Операцию провели в роддоме "Эребуни".
Через два дня новорожденный Раффи отправился домой, а Лала — в Центр гематологии и онкологии имени Йоляна.

Первый взрослый пациент

Аллогенная трансплантация костного мозга проводится в Армении уже несколько лет, но до сих пор — исключительно детям. Процедуру успешно прошли 14 юных пациентов. Работать со взрослыми нашим врачам пока не доводилось.
Врач по трансплантации костного мозга центра гематологии и онкологии "Йолян", заведующий отделением клиники-диспансера гематологии для взрослых Нерсес Каграманян
По словам Нерсеса Каграманяна, врача-трансплантолога и заведующего диспансерным отделением клиники гематологии для взрослых, аллогенная трансплантация считается одним из самых сложных медицинских вмешательств. У взрослых пациентов риск осложнений значительно выше, чем у детей. Вероятность летального исхода также достаточно высока. Лала и ее близкие были полностью осведомлены обо всех рисках, но решили бороться.
К решению о трансплантации врачи подошли с особой тщательностью: такая процедура проводится только в случае ее жизненной необходимости.
"Есть пациенты с лейкемией, которым трансплантация не показана. В случае с Лалой это было необходимо. У нас также был идеальный донор — ее сестра, которая полностью соответствовала всем критериям. Мы начали лечение с курсов химиотерапии. После них у нас наступила полная ремиссия. Успех укрепил нас в мысли, что мы идем по верному пути, и Лала может стать первым взрослым пациентом", — добавляет гематолог Асмик Осеян.
Гематолог Центра гематологии и онкологии "Йолян" Асмик Осеян

Жизнь в боксе и критические 100 дней

Перед трансплантацией Лала прошла курс интенсивной химиотерапии, который полностью подавил ее кроветворение и иммунную систему. Это подготовило организм к введению донорских стволовых клеток, которые должны были занять место в костном мозге и начать процесс восстановления.
"С помощью химиотерапии подавляется весь процесс кроветворения пациента. Затем в освободившийся костный мозг вводятся донорские стволовые клетки, которые должны интегрироваться в новую среду и начать функционировать", — поясняет доктор Нерсес Каграманян.
Первые 2–3 недели после трансплантации являются наиболее критическими. Пациентка находилась в условиях полной изоляции, поскольку отсутствие иммунной системы делало ее крайне уязвимой к любым инфекциям. Процесс восстановления начался спустя месяц, когда донорские клетки начали продуцировать новые элементы крови.
"Однако новая иммунная система, будучи чужеродной, может распознавать не только злокачественные клетки, но и здоровые ткани организма, такие как печень, кишечник или кожа. Это может привести к серьезным осложнениям, вплоть до летального исхода", — добавляет доктор Каграманян.
На протяжении 100 дней после трансплантации Лале было запрещено контактировать с новорожденным сыном. Это строгая мера предосторожности: маленькие дети часто переносят респираторные инфекции, которые для пациентов с ослабленным иммунитетом могут оказаться смертельными.
По истечении этого периода риски осложнений сохраняются, но существенно снижаются. Медики отмечают, залогом успеха в случае с Лалой стала координированная работа десятка специалистов и организаций.

Значение трансплантации и ее стоимость

Аллогенная трансплантация костного мозга — крайне дорогостоящее вмешательство. В данном случае государство выделило на ее проведение 6,5 миллиона драмов (около $17 тыс), а еще более 11 миллионов ($28 тыс) было собрано при поддержке Фонда "Вива".
Врач по трансплантации костного мозга центра гематологии и онкологии "Йолян", заведующий отделением клиники-диспансера гематологии для взрослых Нерсес Каграманян и гематолог Асмик Осеян
В Армении ежегодно в такой процедуре нуждаются от 80 до 100 пациентов. Аллогенная трансплантация показана не только при злокачественных заболеваниях крови, но и при некоторых наследственных заболеваниях. Это сложное медицинское вмешательство проводится сегодня примерно в 40 странах мира и теперь доступно и взрослым пациентам в Армении.