Проект ЕАЭС "Бесшовный транзит" помогает частично решить проблемы с инфраструктурой, квалифицированными кадрами в сфере логистики и дефицитом подвижного состава в странах Союза. Такое мнение в беседе со "Sputnik на русском" выразил эксперт по Центральной Азии, главный редактор телеграм-канала Logistan Григорий Михайлов. При этом он добавил, что для полного решения задач в сфере логистики и транзитных перевозок потребуются десятки миллиардов долларов и годы работы.
"В целом отрасль развивается достаточно динамично, во всех странах ЕАЭС. Россия и ее соседи активно вкладывают деньги в транспортно-логистическую отрасль, потому что видят, как вырос спрос и насколько на этом можно зарабатывать", — заметил собеседник "Sputnik на русском".
При этом он подчеркнул, что основной точкой приложения сил должен быть не столько транзит грузов из Китая по территории ЕАЭС, сколько укрепление логистических связей и повышение внутреннего грузооборота, для эффективного развития экономик государств Союза.
"Сейчас мы делаем упор на транзит грузов, то есть когда, условно, контейнер с компьютерами едет из Китая, пересекает границу, потом попадает в Россию, потом в Беларусь, а потом проезжает через границу с Польшей и т.д. Однако, гораздо важнее развитие перевозок внутри стран-участниц ЕАЭС и между ними. А транзит внешних грузов, допустим, Китай-Европа — это всего лишь "вишенка на торте". Это использование тех мощностей, которые у вас избыточны, которые у вас образовались, пока вы решали другие задачи", - заключил Михайлов.
По его наблюдениям, в последние годы, на фоне коронавирусной пандемии, а затем и с началом СВО, Россия, а следом и соседние страны были вынуждены менять подходы к логистике. Изменились логистические маршруты и это вызвало определенный дисбаланс. В частности, из-за этого на пограничных пунктах с Китаем регулярно возникают пробки. Вагоны с грузами, а также автомобильные фуры могут простаивать 3 дня, неделю, в а некоторых случаях и до 20 дней.
С другой стороны, Михайлов не усматривает спада контейнерных перевозок из Китая и Европы в Россию, поскольку часть товаров поступают по параллельному импорту — через посредников в Центральной Азии, а также Турции и на Кавказе.
"Бесшовный транзит" запущен в мае этого года по маршруту Китай – Казахстан – Узбекистан (Южный транспортный коридор). В начале 2025 года проект планируют запустить по маршруту Китай – Казахстан – Россия – Беларусь (Северный транспортный коридор).