О героях-армянах, или Почему начальник железнодорожной станции шифровку съел

Почему сегодня все реже вспоминают о героях, фокусируя внимание лишь на пустом, бездарном, безличном? Об этом рассуждает колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
О героях и героическом из истории Армении сегодня слышим мало не потому, что нечего вспомнить. Нынешняя власть откровенно не одобряет обращения к тому прошлому, когда армяне не сдавались, а боролись, не отдавали, а защищали, отстаивали правду и честь, а не склоняли головы покорно. И происходило это не обязательно на своей земле.
Эпизод времен русско-турецкой войны (1877–1878 гг.), случившийся в болгарском городе Пазарджик при участии армянина Ованеса Севаджяна и описанный кавказоведом из Великобритании Дэвидом Лэнгом.
Почему вспомнилось сегодня, скажу чуть ниже, а пока дело было так.
Русские войска подошли к городу настолько близко и с такой решимостью изготовились к штурму, что его взятие не вызывало сомнений. Еще день, от силы два, и Пазарджик падет.
Начальник станции и одновременно шифровальщик Ованес Севаджян (фамилия, предположительно, происходит от слова "черноглазый") ни на минуту не покидал самый что ни на есть стратегический объект — железнодорожную станцию в самом центре страны. Рядом неотлучно находились турецкие командиры — ждали шифровок от начальства.
Ованес Севаджян
И вот телеграфный аппарат застрекотал. Севаджян снимает ленту с сообщением от турецкого главнокомандующего, но передать депешу военному коменданту не спешит. Между тем шифровка пришла с пометкой "Срочно!", а в ней всего четыре слова: "Город поджечь, население выдворить".

Как поступить армянину в болгарском городе, в окружении турков, накануне атаки русских войск? Севаджян сообщает коменданту свою версию расшифровки депеши: "Город приказано оставить, жителей пощадить". Настоящую шифровку Севаджян незаметно положил в рот, разжевал и проглотил.

Город и горожане были спасены. Мужество и находчивость начальника станции были отмечены по достоинству — одна из улиц Пазарджика носит его имя. В Армении про подвиг Севаджяна мало кто слышал.
Хорошо знают в Болгарии (у нас — нет) еще одно армянское имя — Ара Карапетовича Марукяна, моего школьного учителя физкультуры. Воевал в партизанском отряде, был удостоен высшего звания — "Герой Болгарии". Кто-то, кроме его учеников, сегодня о нем вспоминает?
Теперь о том, почему о Севаджяне сегодня. Потому что сколько можно замалчивать славные страницы истории Армении и имена выдающихся армян, подсовывая людям то откровенную лабуду, то всамделишние гадости из жизни и деятельности разбросанных по свету армян. Можно подумать, есть на свете безупречные во всех отношениях нации и народы.

Конечно же, герои — не те, кто прославился изменами, двуличием и трусостью, а настоящие герои — времен Великой Отечественной войны — Нельсон Степанян, Унан Аветисян, маршал Баграмян; периода Первой Карабахской — Аркадий Тер-Тадевосян ("Коммандос"), Монте Мелконян ("Аво"), Леонид Азгалдян. А уж сколько их было в истории — устанешь пальцы загибать.

Ведь были ж люди боевые, да, говорят, еще какие! Вопрос: кто их вспоминает сегодня, а если нет, то почему? Почему с тупым упрямством отворачиваемся от того, чем и кем надо гордиться, сосредотачиваясь на пустом, бездарном, безличном?
Вариант ответа от участника двух войн, Великой Отечественной и Первой карабахской Владимира Карагезяна: "В государстве, которое только и делает, что уступает, отступает, отдает и соглашается, герои не в чести. Что их воспевать, когда недалек час, глядишь, и у всех на глазах образуется Армяно-Эриванская автономная область (АЭАО) в составе Азербайджана".
С АЭАО старик-ветеран, возможно, перебрал, но где обращения к истории народа? Почему иссякли рассказы о героическом прошлом? На кого сегодня равняться молодым — не на блогера же Гукасяна в самом деле?!
Вернусь, однако, к историку Кавказа Дэвиду Лэнгу.
"Изначально гордые и воинственные, армяне часто принуждены были склониться под ярмом чужеземцев, развивать в себе дипломатичность и хитрость, чтобы сохранить жизнь", — пишет он.
Согласимся.
Что ласкает слух еще? "Армяне — прекрасные земледельцы, искусные ремесленники, замечательные мастера. Трудолюбивые и трезвые, они умеют неустанно и помногу работать. У армян поистине особое отношение к честности и презрение к расточительности". Это уже Магда Нейман, знаменитая немецкая журналистка, еще один исследователь армянской души и нравов.

Хорошо, обращаться к боевым героям почему-то избегаем, но ведь о трудовых тоже не вспоминаем. Как будто всё, чем сегодня живём и пользуемся, падает нам с потолка, а не создается теми, кто каждое Божье утро торопится на работу, опровергая мнение, что живём в стране, несовместимой с жизнью.

В 1997 году в административном районе Шенгавит города Еревана демонтировали и распилили на куски памятник рабочему (официальное название — "Слава труду"). Площадь вокруг него тоже носила имя "Площадь труда". Что имеем в результате? Голое безымянное пространство.
Памятник рабочему, Ереван
Еще один момент в характеристике армян от Дэвида Лэнга: "Армяне — нация донкихотов". Если историк имел в виду бессмысленные бои с ветряными мельницами, нам должно стать обидно, но вот что говорит он дальше. "Подчинение грубой силе было лишь временным, и дух нации никогда не был полностью сломлен. Не зря история Армении являет собой череду повторяющихся восстаний и мятежей".
"Логически рассуждая, — продолжает историк, — они давно должны были бы прекратить борьбу и покориться судьбе. Но армянин вновь и вновь отказывается признавать поражение, и в этом ключ к пониманию характера этого упрямого, непобедимого маленького народа, чей вклад в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с его численностью".
Приятно слышать, согласитесь!
Победители, герои, храбрецы в Армении? Забудьте!