Вариант модульных реакторов мог бы стать оптимальным для Армении: Марцинкевич

Российский проект апробирован в условиях Северного морского пути, с постоянными ударами ледоколов об лед, на разных уровнях мощности, и мог бы подойти Армении, находящейся в сейсмически опасном регионе, полагает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 4 фев — Sputnik. В разных странах мира разрабатывается более 80 проектов малых АЭС но на практике реализовано всего 2, и оба — в России. Такую точку зрения выразил российский эксперт в сфере энергетики, главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика Инфо" Борис Марцинкевич в ходе видеомоста Москва — Ереван — Минск — Ташкент — Сухум на тему "Актуальные вопросы энергетики" с подключение площадки в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения.
Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что переговоры о строительстве малого модульного реактора ведутся с 5 потенциальными партнерами: Россией, США, Китаем, Южной Кореей и Францией.
"Что касается переговоров по малым реакторам с Соединёнными Штатами, с Европой. Проведение переговоров — это замечательное мероприятие. В общей сложности в мире более 80 проектов атомных станций малой мощности, на сегодняшний день реализовано только два. С 2019 года в эксплуатации плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов", которая выдаёт в береговые сети 70 МВт (город Певек, Чукотский автономный округ). Вот уже шестой год никаких проблем не выявлено. И Ритм-200Н — тот же реактор мощностью 55 МВт, который используется на атомных ледоколах последнего поколения, но в наземном исполнении строится в Якутии", — подчеркнул Марцинкевич в ответ на вопрос Sputnik Армения.
По его словам, модульная АЭС построена также в Китае, но это экспериментальный проект — китайские атомщики пока что осваивают такие технологии. Кроме того, у Китая всё ещё нет собственной технологии переработки облучённого ядерного топлива. В России же таковое имеется, и стандартные контракты "Росатома" на строительство атомных электростанций, в том числе — модульных, сопровождаются не только договорами о поставках ядерного топлива, но и переработкой отработанного, отмечает он.
Эксперт в сфере энергетики также сообщил, что выбор в пользу реактора Ритм-200Н уже сделали в Узбекистане — в октябре прошлого года генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев и глава "Узатома" Азим Ахмедхаджаев дали старт сооружению АЭС малой мощности (АСММ) в Джизакской области.
"Думаю, что выбор "Узатома" был совершенно не случаен. Они оценили, они побывали и в Подольске, где производятся реакторы, и в Нижнем Новгороде, где производятся комплектующие. Они всё оценивают, так что здесь проблем не вижу", — сказал главред журнала "Геоэнергетика Инфо".
Марцинкевич также добавил, что на предприятии в Подольске идет работа сразу над десятью малыми реакторами.
Российский проект апробирован в условиях Северного морского пути, с постоянными ударами ледоколов об лед, на разных уровнях мощности, и мог бы подойти Армении, находящейся в сейсмически опасном регионе, полагает эксперт.
Борис Марцинкевич во время видеомоста (4 февраля 2026) Москвa
Что касается выбора между крупной и малой АЭС, то, по мнению Марцинкевича, вариант модульных реакторов, действительно, мог бы стать оптимальным для Армении.
"Для энергосистемы Армении, конечно, крупная атомная электростанция совершенно ни к чему. Реакторы любят работать на одной мощности. Если вы поставите гигаваттный реактор, то как вы его будете регулировать? Придется дополнительно что-то еще делать, и проект только дороже станет", — заключил он.
Вместе с тем, он подчеркнул, что проверку экономической эффективности должна проводить сама страна, которая хотела бы видеть у себя малые реакторы. Армения, и никто другой, должна оценить — необходимо это ей, или лучше воздержаться.

О возможностях и перспективах единой энергосистемы на постсоветском пространстве

Единая энергетическая система еще со времен СССР убедительно доказала свою надежность и энергоэффективность, считает Марцинкевич. При этом он не видит технологических препятствий в плане формирования единого энергорынка на постсоветском пространстве — проблемы в основном, носят организационный характер.
"Что касается объединённого рынка, технологически проблем не видно. Да, Прибалтика себя отрезала, да, Молдавия решила, что в одиночку или в союзе с ЕС будет чувствовать себя прекрасно. Все остальные энергосистемы у нас по-прежнему синхронизированы, то есть перетоки возможны в тех объёмах, какие позволят линии электропередач соответствующих подстанций. Технически возможно всё. Организационно невозможно ничего. Обняться с нами сложно, но технически — необходимо. Понятно, что это будет крайне выгодно и для государств Центральной Азии, и для той же Беларуси", — сказал Марцинкевич.
Он также коснулся двух проектов энергомостов в направлении Ирана — Грузия — Армения — Иран и Россия — Азербайджан — Иран.
"Что касается перетоков, то с 1996 года энергосистема Армении синхронизирована только с Ираном. Здесь достаточно сложно — перетоки невозможны без вставок постоянного тока из Грузии и Азербайджана. С Азербайджаном было бы проще договориться — у них уже три линии электропередач уходят в Иран, то есть они там это делать научились. Север Ирана энергодефицитен, это очевидно. Надеюсь, что к этому проекту удастся вернуться", — заметил эксперт в сфере энергетики.
Ранее на пресс-конференции второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что поиски вариантов модульных АЭС со стороны властей Армении — это лишь антураж, поскольку действующие модели сейчас есть только у России.