За что бы ни брался армянский эмигрант, перебравшийся в Америку из турецкого города Смирнa (ныне – Измир) в 18 лет, все бурно цвело и развивалось. Конечно, нужно быть слишком наивным, чтобы полагать, будто достижения давались ему легко, но ведь умение до конца отдаваться делу, видеть то, что неспособны увидеть другие, стойко преодолевать преграды и идти вперед, несмотря ни на что – не менее ценно, чем награда, дарованная Дионисом.
В итоге Алеку Манукяну удалось прославиться на весь мир как влиятельному бизнесмену и богатейшему человеку своей эпохи. Именно благодаря своему визионерству скромному армянскому эмигранту удалось буквально "проникнуть" в дома практически всех жителей планеты – за ним крепко закрепилось авторство однорычажного смесителя, который практически полностью заменил "двурукий".
Однако миру он известен не только как талантливый изобретатель и предприниматель, но и как меценат и филантроп. Особое внимание Манукян уделял изучению и популяризации армянской культуры, научного и литературного наследия. С 1953 по 1989 годы он возглавлял Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU). За это время активы организации выросли с восьми до 105 миллионов долларов, причем из своих личных средств он внес более 40 миллионов. Гранты от мецената получил ряд крупнейших университетов США. Крупнейший в Северной Америке музей армянских древностей, который так и называется – Alex and Marie Manoogian Museum – тоже построен на средства Манукяна.
"Нечистая" математика, или Кому не давал покоя гений Мергеляна>>
Вместе с женой бизнесмен учредил Культурный фонд имени Алекса и Марии Манукянов. В качестве мецената он известен в таких странах как Аргентина, Австралия, Израиль, Уругвай, Канада, Ливан, Иран, Италия, Голландия и не только.
К чему привело преподавание армянского в Америке
Отец Алека – Таквор Манукян – торговал в Смирне зерном и изюмом. Человеком он был состоятельным, однако, учитывая положение армян в Османской империи в начале прошлого века (речь идет о массовых преследованиях христианского населения младотурками, в частности, Геноцид армян), неудивительно, что в Штаты юный Алек отправился, имея при себе лишь 50 долларов и два чемодана.
В Детройт (штат Мичиган) он поехал по совету одного из учеников, который рассказал ему о великом множестве автомобильных компаний, сотрудники которых весьма недурно зарабатывают.
Манукян хоть и был далек от автомобилестроения, но твердо решил научиться работать на токарном станке. Первый опыт на новом поприще оказался более чем неудачным: главный специалист мастерской, доверивший ему один из самых современных станков, через час прогнал дилетанта. (Интересно, что спустя пять лет этот мастеровой станет первым работником в компании Алека Манукяна). За этим провалом последовали еще несколько, однако молодой эмигрант не желал сдаваться. В итоге за несколько месяцев ему удалось стать первоклассным специалистом.
Упорный труд и крайняя экономия дали свои плоды: в 1929 году при поддержке Гарри Аджемяна он основал собственную мастерскую – Masco Screw Products. Спустя два года в Детройт переехала и его семья. А вскоре Алек обзавелся собственной семьей, взяв в жены Мари Татян, которая родила ему сына Ричарда и дочь Луизу-Симон.
От тысяч до миллиардов
Свой первый контракт мастерская, основанная Манукяном, заключила в 1930 году – на семь тысяч долларов. А спустя пять лет оборот Masco Screw Products достиг 100 тысяч долларов…
Специфика деятельности бизнесмена помогала ему зарабатывать огромные деньги в годы войны, когда другие предприятия закрывались – Masco Screw Products получала колоссальные госзаказы. Кроме того, для Ford Motors она делала детали трансмиссии, а по заказу Chrysler изготовила чрезвычайно сложный вал коробки передач, с которым не могли совладать другие мастерские.
Сегодня Masco Screw Products является холдингом, куда входит несколько десятков компаний, а его годовой оборот составляет около десяти миллиардов долларов. Корпорацию возглавляет сын основателя – Ричард.
После смерти Алека Манукяна в 1996 году британское издание Independant опубликовало некролог, в котором отмечалось, что оборот компании на тот момент составлял порядка трех миллиардов долларов, из которых примерно 700 миллионов дохода приходилось на "однорукие" краны.
Революционный смеситель
На однорычажные смесители Delta и сегодня приходится около 25-30% дохода холдинга, однако, когда мелкий производитель сантехники из Калифорнии принес эскиз и чертежи принципиально нового крана, компаньоны Манукяна рассмеялись. Сам же он внимательно изучил чертежи…
Генри Форд не ошибся, похвалив тогда еще начинающего бизнесмена. Благодаря острому глазу, Манукян оказался настоящим визионером. Отметив, что у нового смесителя нет прокладок, которые тогда были самыми уязвимыми деталями, он согласился изготовить детали для пробной партии. Краны быстро разобрали, но так же быстро вернули обратно: они либо ничего не смешивали, либо протекали. Калифорнийские сантехники даже окрестили их "однорукими бандитами". Здесь, наверное, всякий поставил бы точку, но только не Манукян.
"Не довольствуйтесь средним результатом. Всегда стремитесь к совершенству", — любил повторять Манукян… Как вспоминает Ричард, его отец мог часами варить новые материалы в кастрюле, где обычно готовился обед, чтобы посмотреть, как они держат высокую температуру. И так увлекался, что иногда в тарелке с супом можно было обнаружить кусочки деформировавшегося пластика.
Бакинская нефть и 5 рублей богатейшему в Европе армянину — Манташеву>>
Новое направление в бизнесе столь стремительно развивалось, что в 1961 году Манукян уже смог купить конкурирующую компанию Peerless Industries. В том же году его компания была переименована в корпорацию Masco. Через год ее акции появились на американской фондовой бирже. А в 70-х она появилась в списке Fortune 500.
Сегодня семейству Манукянов принадлежит около 7% акций корпорации Masco. Этого достаточно, чтобы контролировать компанию и чтобы пост президента мог передаваться по наследству.