Америка, Детройт, Джефферсон авеню, центр города. Кабинет мэра.
– Господин Манукян, где бы вы хотели видеть памятник Комитасу в нашем городе? Покажите мне это место.
Алекс Манукян берет мэра под локоть, подводит к окну и показывает на небольшой сквер прямо под окнами мэрии.
— Вот здесь.
— Окей! Считайте, что это место уже ваше.
А в 1980 году здесь уже стоял отлитый в бронзе Комитас и только потом, рядом, на расстоянии сжатой в кулак руки – другой. Это уже памятник уроженцу и любимцу Детройта, великому американскому боксеру Джо Луису.
Автору неизвестно, как выбирали место для выражения признательности чернокожему чемпиону, но нашего Комитаса в свое время и в лучшем месте поднял на пьедестал человек, отказать которому было невозможно. Слишком много благ творил миллиардер Алекс Манукян в мире, Америке, и в Детройте прежде всего, чтобы оставить его просьбу без последствий.
Недавняя акция американских благотворителей с Уорреном Баффетом и Биллем Гейтсем во главе — сподвигнуть самых богатых людей мира и их семьи пожертвовать большую часть своих состояний на филантропию — может показаться первой ласточкой, если не знать, что то же самое в начале минувшего века делал Алекс Манукян. Нельзя сказать, что только он один, но то, что он в числе первых – это точно.
…Манукян оказался в Америке девятнадцати лет от роду, имея в кармане пару десятков долларов, чем мало отличался от других эмигрантов. Страстное желание поймать птицу удачи за хвост опять же было целью всех, но получалось далеко не у каждого. У Алекса Манукяна получилось.
Не будем в подробностях рассказывать об этапах большого и извилистого пути, приведшего армянского миллиардера к вершинам трудовой и финансовой славы (рабочий на заводе, учитель в школе, новичок в бизнесе), обратим внимание на главное. На то, с чем встречаемся, если не каждый час, то уж каждый день точно. Чтобы понять, о чем речь, достаточно всего пройти в ванную комнату или же на кухню.
В начале пятидесятых прошлого столетия Алек Манукян изобрел систему пользования горячей и холодной водой посредством легкого поворота одной-единственной ручки. Новинку запатентовали, и уже в 1954 году начался выпуск смесительных вентилей с уникальным универсальным ключом. Прибыль компании Masco Corporation Алекса Манукяна очень быстро превысила три миллиарда долларов в год и продолжала неуклонно расти.
Что дальше? Дальше очень важное — признание, сделанное одним из самых богатых людей Америки, если не сказать мира. "Любой личный успех и благосостояние, если только нация не получает от них свою долю, содержат в себе нечто ядовитое для меня", — сказал однажды Алек Манукян. В данном конкретном случае "нечто ядовитое" в том, чтобы "все свое носить с собой и никому ничего не отдавать". С ним согласились Мари и Луиз-Симон Манукяны – жена и дочь филантропа.
Манукяны с тревогой замечали, что оказавшимся на чужбине соотечественникам грозит ассимиляция. Решив облегчить их бремя, Манукян вступает во Всеобщий армянский благотворительный союз (AGBU) и в организацию "Рыцари Вардана", где вскоре становится "Аваг Спарапетом" (главнокомандующим) "Рыцарей". Задача, которую взялся решить: "Моя мечта — приумножить средства Союза, чтобы наши национальные ценности, и прежде всего наша культура, письменность и литература, более не игнорировались".
Манукян возглавлял AGBU целых тридцать шесть лет. О том, что сделано — в предельно сжатом рассказе давних детройтских друзей автора, активистов благотворительного фонда, Анаит и Тиграна Тумаджянов.
Итак, храм Сурб Вартан в Нью-Йорке, церковь и культурный центр Св. Ованнес в Детройте, кафедры истории Армении, армянского языка и литературы в университете Мичигана, школы, гимназии, лабораторные корпуса, спортивные комплексы, и еще, и еще, и еще. В Торонто, в Монреале, в Детройте, Монтевидео, Буэнос-Айресе — перебивая друг друга, называют города и страны Тумаджяны. (Вспомним случаи, когда кое у кого дар на тысячу, а терзаний на миллион – в долларах, рублях, драмах).
В знак признательности тем, кто приютил армян, он помогал многим зарубежным странам: строил больницы, библиотеки, университеты и школы. В знак благодарности от армян, получавших помощь на своей родине – улица Алека Манукяна в Ереване.
Скончался великий армянский благотворитель в 1996 году.
17 июля 2007 года прах армянского патриота и его супруги Мари Манукян был перевезен из Детройта в Эчмиадзин и перезахоронен рядом с музеем-сокровищницей Святого Эчмиадзина, построенного на их же средства.
Будем помнить и, бывая в Эчмиадзине, навещать.