Лилит Арутюнян, Sputnik
От Еревана до села Неркин Геташен, что в области Гегаркуник, примерно 2,5 часа езды.
На хачкары и надгробные камни, обнаруженные здесь пару недель назад в результате восстановительных работ в сельской часовне, необходимо было взглянуть воочию. Археологи сюда пока не приезжали – чего-то ждут. Мы же ждать не стали.
Историю, связанную с уникальными находками, согласился рассказать курдолог Карен Ованнисян, чьи родители родом из Неркин Геташена. Он был в курсе событий с самого начала. Условились встретиться с Кареном около полудня у строительной площадки.
Там с утра уже собралась небольшая группа праздных сельчан. При виде внедорожника со столичными номерами они немного переполошились.
— Вы приехали, чтобы наконец начать исследовать наши хачкары?— раздалось сразу с нескольких сторон (по-видимому, археологов здесь давно ожидают).
— Нет, специалисты пока ждут разрешения от министерства. Обещали вскоре заняться вашими находками, — попыталась я дать исчерпывающий ответ.
— А вы тогда кто?
— Мы журналисты, хотим рассказать миру о сокровищах вашего села.
— А… журналисты… — сказал кто-то многозначительно.
— Ахчик-джан (ласковое обращение к девушке на армянском языке — ред.), ну раз вы журналисты, снимите и эту дорогу тоже, посмотрите, в каком она плохом состоянии. Никто даже не думает отремонтировать, — тут же добавил дедушка с густыми усами.
Почему армянские мастера оставляли имена под фресками монастыря в Ахтале?>>
В этот момент по дороге, состояние которой так заботило пожилого сельчанина, к нам подъехал Карен. После коротких приветствий сразу перешли к делу: Карен оказался очень интересным экскурсоводом.
Эпоха, высеченная в камне
История со случайным обнаружением почти трех сотен древнейших хачкаров и надгробных камней, оказалась достойной голливудского сценария. Но прежде чем перейти непосредственно к ней, пару слов об истории села с весьма нетривиальной судьбой.
Дадиванк: как азербайджанский курд "спас" фрески карабахского монастыря>>
Неркин Геташен находится на берегу реки Аргичи. В IX-X веках здесь располагался центр области Гегаркуник и княжества Кот. В IX веке правителем области был внук царя Ашота I Багратуни – Григор Супан II (около 859—912/913 гг.). Именно он построил прекрасную церковь Котаванк. Поселение, как и сам храм, сильно пострадало при нашествии тюркских племен. Известно, что с XVI по XIX век эту территорию населяли преимущественно курдские племена. Однако из-за преследований армян в Османской империи, в начале ХIX века сюда переселились армяне из Алашкерта (Западная Армения, ныне территория современной Турции).
Переселенцы, увидев, что в поселении нет действующей церкви (Котаванк был восстановлен и начал функционировать лишь несколько лет назад), решили построить небольшую часовню.
— На этом месте находилась часовня, которая была построена в 1830-х, — указывая на территорию, заваленную хачкарами, объясняет Карен. — Когда наши прадеды пришли из Алашкерта, они решили построить совсем незатейливое святилище, чтобы было где молиться и ставить свечи. К постройке из деревянной крыши никто не относился как к историко-культурной ценности.
Часовня действовала до 1930-х годов. В советские времена, как и многие другие храмы, ее использовали в качестве склада.
— Она была наполовину разрушена, и благотворитель решил ее заново отстроить.
Речь идет о благотворителе из России (имя не называется), родом из села Неркин Геташен, который долгие годы хотел восстановить полуразрушенную часовню родной деревни.
— Когда он получил все необходимые разрешения и примерно месяц назад начал строительство, вдруг обнаружилось, что стены этой казалось бы незатейливой часовни построены из древнейших хачкаров. После уже из-под земли появился целый слой хачкаров и уникальных надгробных плит, — рассказывает с воодушевлением Карен.
На стройплощадке целыми рядами лежат плиты, среди которых очень редкие наскальные хачкары. Всего, по словам моего собеседника, нашли порядка 270 образцов.
— Я сфотографировал несколько экземпляров и отправил специалистам. Вот эти, более примитивные, датируются V-VII веками. Видите, они довольно просты в своем исполнении. А здесь уже вышитые наскальные хачкары, более совершенные по технике. На них мы можем видеть дату, это уже XIV-XV века.
— Выходит, о существовании этой богатейшей коллекции никто ничего не знал?
— Да, о них нет никаких упоминаний в исторических справках. В 1908 году Лалаянц довольно серьезно исследовал село, но и у него и слова нет об этих хачкарах. То есть, территория эта никогда не исследовалась и об этих каменных плитах никто ничего не знал.
Особый интерес представляют надгробные камни с изображением женщин и мужчин со сложенными на груди руками и короной на голове. Нет сомнения, что когда-то здесь была княжеская или царская усыпальница.
— Это поселение ведь еще до прихода наших прадедов из Алашкерта было резиденцией князей Гегаркуника. Основание городища Кот связано с именем князя Григора Супана II, — отмечает мой собеседник. — Это очень интересное место, расположенное на перекрестке шелкового пути. Оно исторически было важным торговым узлом и, думаю, здесь много интересного для исследований.
Пока Карен рассказывал мне историю поселения, к нам подошел молодой парень.
— Там еще есть камень, на котором изображена девушка с рыбьим хвостом, — сказал он.
Мы последовали за ним. Действительно, по другую сторону дороги лежали камни, на которых были изображены тотемные животные и птицы. Многие рисунки, несмотря на древность, очень неплохо сохранились, и русалка на одной из плит была отчетливо видна.
Безусловно, эти образцы относятся к дохристианскому периоду. Как позже поведал нам Карен, еще в дохристианскую эпоху здесь был культ воды. Что ж, это многое объясняет…
Он уверен, что это только начало, и раскопки могут привести к весьма серьезным открытиям.
— Не исключено, что здесь когда-то был высеченный в скале храм. То есть, думаю, до XII-XIII веков здесь так или иначе находился действующий храм или что-то подобное, на основе чего наши прадеды построили часовню.
Что на самом деле было на этой территории, смогут сказать только специалисты после ее изучения. Мы же лишь хотим вспомнить о том, что недалеко от Неркин Геташен находится старинное армянское село Норатус, известное своим кладбищем с хачкарами, которое считается самым большим не только в Армении, но и в мире (после того, как правительство Азербайджана уничтожило хачкары в Джуге).
Что же касается деревни Неркин Геташен, то и здесь огромное количество хачкаров. Говорят, хотя бы по одному такому камню имеется без исключения в каждом доме. Кто знает, быть может, это место сможет побить рекорд Норатуса? Так или иначе, Sputnik Армения будет внимательно следить за новостями и непременно делиться с вами всеми подробностями.