Со временем все больше убеждаюсь в том, что Армения, действительно, квинтэссенция истории. Стоит только попытаться что-либо разузнать о том или ином храме, памятнике, населенном пункте, как перед тобой открывается целая история, обязательно уходящая своими корнями в глубокую древность, связанная с жизнью выдающегося человека или людей…
Село Одзун, расположенное на величественном плоскогорье левого склона Дебедского ущелья, всегда притягивало меня чистым воздухом и восхитительными видами. Главная достопримечательность села – прекрасный Одзунский монастырь, построенный на самом высоком месте. Его видно практически с любой точки села.
Во время очередного посещения Одзуна у меня возник неподдельный интерес к его истории, захотелось покопаться в ней. И вот что выяснилось: оказывается, это очень древнее поселение. Первые люди поселились здесь примерно четыре тысячи лет назад. Именно на это указывают могильные плиты, изученные в ходе раскопок еще в советские годы.
Одзун известен тем, что является родиной святого Ованеса III, ставшего Католикосом всех армян в 718 году. Ованес III Одзнеци был ученым-богословом и правоведом, за что в народе его прозвали Имастасером (Любомудрым). Это был один из выдающихся представителей армянского духовенства. Именно ему принадлежит первое в своем роде собрание армянских церковных канонов. Но самая большая заслуга католикоса заключается в том, что во времена арабского владычества в Армении он сумел остановить насильственное обращение христиан в ислам.
Старейший в мире барельеф "Страшного суда"
На месте алтаря Одзунской церкви Святой Богоматери, как рассказал нам настоятель монастыря Тер Врданес Багалян, две-три тысячи лет назад находился храм единого бога.
"Согласно преданию, в I веке апостол Фома добрался до Одзуна и на месте будущей церкви помазал двух епископов и пять священников. Отсюда название поселения: "одзел" (в переводе с армянского — "помазать"-ред.)", — говорит Тер Врданес.
Известно, что апостол Фома принес с собой пелену Христа, которая, согласно преданию, захоронена под алтарем церкви Святой Богородицы.
В IV веке на месте древнейшего храма Григорий Просветитель построил церковь, которая представляла собой однонефную базилику.
Впоследствии его реконструировал Ованес Одзнеци, и именно тогда он принял нынешний вид.
"Купол и колонны датируются VIII веком. Киракос Гандзакеци в своей "Истории Армении" упоминает, что святой Ованес Одзнеци перестроил монастырь села в сводчатый и купольный", — рассказывает Тер Врданес.
Фрески церкви были выполнены в 728-731 годы.
По словам Тер Врданеса, в XII веке сильный град разбил крышу, тогда еще черепичную, и дождевая вода испортила фрески. Сейчас от них остались лишь небольшие фрагменты. Полностью восстановлена фреска, изображающая Богоматерь с Младенцем. Реставрировали фрески Ваагн Ованнисян, Левон и Артак Закяны.
Над купелью расположен старинный барельеф Богоматери с Младенцем. Как поведал настоятель монастыря, в V веке он располагался над входом в церковь, однако позже барельеф перенесли внутрь, чтобы спасти от уничтожения его турками-сельджуками.
"Черты лица Богоматери и младенца крупные. Это свидетельствует о том, что барельеф располагался достаточно высоко. Но в VIII веке его сняли оттуда, иначе сельджуки уничтожили бы барельеф", — говорит священник.
Теперь над входом — изображение "Страшного суда", датируемое V веком. По словам Тер Врданеса, это самый старый в мире барельеф "Справедливого суда". В монастыре около 20-25 скульптур и фрагментов, датируемых IV веком.
Одзунский монастырь уже несколько лет находится на реконструкции. Однако в октябре нынешнего года работы завершатся, и он, уже полностью восстановленный, вновь будет принимать прихожан и верующих как из самого Одзуна и его окрестностей, так и со всего мира.