Лаура Саркисян, Spuntik.
Высоко в горах Лори расположен уникальный исторический комплекс — церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), построенный много лет назад. Обжитые временем стены внешне напоминают заброшенную часовню, однако внутри храма жизнь идет своим чередом. Храму особую прелесть придают также фрески.
Хачкар как визитная карточка храма
Церковь Святой Богородицы исконно армянская, доказательством тому является расположенный во дворе храма хачкар ("крест-камень"), на которой сохранилась надпись: "Дочь царя Кюрике, Мария построила данную церковь в 1188 году в Пхндзаанке ("Медный рудник")".
Это подтверждают также записи историков Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци. В 12-13 веках здесь было обнаружено большое количество медных руд. В результате чего Ахталу называли Пхндзаанк или Медный рудник. Ахтала ("ахтиц тара", что означает "забрал от болезни") — более позднее название.
"Существует легенда, согласно которой в этой местности некогда царил разврат. Местные жители отвернулись от церкви, и тогда разгневанный Бог послал холеру, в результате которой многие погибли", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения иерей Хетум Тарвердян.
По его словам сам храм является уникальным сооружением с фресками общей площадью 800 квадратных метров. Сегодня, к сожалению, они частично разрушились, кое-где стерлись, однако духовные лица надеются восстановить их в скором времени. Сегодня же у церкви пока нет необходимых средств.
Церковь Святой Богородицы была построена шестью армянскими мастерами. Об этом можно узнать по надписям, оставленными под фресками и на куполе.
Тарвердян подобную маскировку мастеров объясняет тем, что в тот период, когда строился храм, на территории Лорийской области господствовала Грузия.
Армянская святыня под чужим колпаком
За 800-летнюю историю церковь постоянно находилась под чьим-то влиянием. Когда в первый раз встал вопрос о том, кому будет принадлежать храм, по решению главнокомандующего армянскими и грузинскими войсками Иванэ Закаряна комплекс был передан во владение армян-халкидонитов, которых в тот период в Медном руднике было много.
"Этот значимый для нас факт подтверждает в своих трудах Киракос Ганзакеци. Ведь Закарян передает церковь ни грузинам, ни грекам, а именно армянам-халкидонитам", — отметил Тарвердян.
Иерей рассказал, что греческое господство над святыней установилось лишь на век с лишним и только после того, как в 1801 году Александр I передал храм грекам, которые в то время проживали на этой местности в большом количестве.
"Ахтала всегда славилась многонациональностью, ведь здесь бок о бок проживало 18 этнических групп", — отметил иерей.
Двери церкви закрылись перед верующими в период советизации Армении, однако с приобретением независимости храм начал функционировать в привычном режиме.
Сегодня на территории церкви можно найти частично сохранившиеся бани, хранилища и тайники прошлых столетий. Здесь также похоронен знаменитый армянский род Меликовых. А великий советский режиссер армянского происхождений Сергей Параджанов снял фрагменты своего фильма "Цвет граната" именно в этом храме.