Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Кожевенный завод в Ереване старше революции — не последней апрельской, а октябрьской. Еще в 1900-е здесь выступал Степан Шаумян — будущий бакинский комиссар. Требовал он, чтобы люди работали по-человечески. Что ж, вопрос не потерял жизненности и сто лет спустя, когда завод встал, а последние рабочие разошлись по домам.
Два года назад на заводе возобновили производство армяне из Диаспоры. Семья Айказ — из стамбульского квартала Саматия, где издавна жили армяне и греки. Теперь братья Айказ живут в Нидерландах. В Европе у них есть несколько фабрик кожаной одежды под брендом Arma. А в Азии — несколько кожевенных производств. Для управления заводом в Ереване открыли дочернюю компанию Arleder.
Завод начал работать два года назад.
"Сначала мы продавали наполовину готовую кожу — вет-блю. Хотели начать зарабатывать", — говорит директор Arleder Ваагн Карагулян. — "А теперь мы уже выдаем готовую кожу для обуви", — говорит он.
На заводе уже готов полный цикл по выделке кожи: очистке, дублению, сушке, растяжке и покраске.
Мастера делать, а не думать: номинанты "Авроры-2018" – кто эти люди и откуда? >>
На все это уходят десятки реагентов. Их хотят осаждать, чтобы использовать повторно, то есть и экономить, и не загрязнять сточные воды столицы.
Готовую кожу уже несколько месяцев продают и в Россию (на обувь и аксессуары) и, конечно, местным обувщикам. Партнеры по Евразийскому союзу никаких препятствий для товара не чинят. Напротив, готовы покупать.
"А в Армении одна из крупных, по нашим меркам, обувных фабрик уже три месяца берет у нас кожу, обувь из нее шьют. Мне показали образцы — вполне нормальные. Уже и в Россию их везут", — добавил Карагулян.
Теперь в компании думают предложить министерству обороны кожу на ботинки, причем без какой-либо наценки.
Дальше братья Айказ хотят перенести в Армению свой опыт по плащам и курткам.
"Просто для них нужна совсем другая выделка кожи, чем для обуви. То есть новое оборудование. Ничего, и его привезем. Главное — людей обучить. Сами будем и выделывать, и шить", — говорит Карагулян.
А чтобы армянская кожа украшала наши (и не только наши) ноги и плечи, надо решить несколько "шкурных вопросов".
Долой дармоедов!
Сейчас скот в Армении живет, без преувеличения, в скотских условиях. С распадом Союза ветеринаров стало на порядок хуже. Прививают коров и овец как придется, а против овода не прививают никак. А он не только кусает, но и проникает под шкуру и гнездится там. От этого животное теряет в весе на 10-15%.
"Это как минимум 20-30 килограммов. Теперь представьте, сколько это в деньгах, если мясо сейчас стоит по 3-4 тысячи драмов (7-8 долларов) за килограмм. А инъекция нужна одна в год, и стоит она всего 500 драмов", — говорит совладелец завода Ерванд Айказ. — "Мы были готовы сами закупить этот препарат и передать Минсельхозу. В своих интересах тоже, конечно. Ведь от овода вся шкура оказывается исколота. И здесь обоюдный интерес и у нас, и у фермеров".
С первого раза Минсельхоз за дело не взялся, теперь идею хотят предложить снова.
Шкурный интерес
В последние 20 лет сырые шкуры из Армении тоннами закупает Турция — региональный гигант кожевенной промышленности. Теперь появилось свое производство. Но закупщики, работающие на заграницу, предлагают более выгодные цены. У Карагуляна на это свой взгляд.
"В Турции все поставлено на поток: и выделка кожи, и вся химия для обработки. На это дело поставлены десятки огромных заводов. Поэтому реагенты у них такие дешевые, что кожу они могут покупать даже дороже нас и все равно укладываться в конкурентную цену. А нам что делать? Мы все реагенты возим из-за рубежа, там в цену еще и транспорт садится. А закупщики, что работают на Турцию, они видят, сколько предлагаем мы, и сразу предлагают фермеру на 10% больше", — говорит он.
Еще несколько лет назад в парламент Армении внесли законопроект о пошлине на экспорт сырой кожи — 250 драмов (чуть больше 50 центов) за килограмм. Этого и сейчас вполне хватит, чтобы вывозить ее стало невыгодно. Но с проектом пока тянут. Что ж, дубленая кожа растяжку выдерживает хорошо. А вот промышленность — не всегда.
Кожевенный "Тумо"
В Армении уже все знают о центрах "Тумо". Здесь школьников учат писать программы, создавать сайты, рисовать мультфильмы, задавать команды 3D-принтерам. У молодежи, пришедшей на кожевенный завод, есть свое "Тумо".
B Армении разработан уникальный метод ранней "диагностики" землетрясений >>
"Старые сотрудники учат новых. А они так быстро все схватывают — это просто фантастика. Обижаются даже: вы нам не даете нового чего-нибудь попробовать", — улыбается Ваагн.
Несколько недель, в обеденный перерыв и после работы, они вручную обрабатывали страусиную кожу — хотели понять, что из нее можно сделать. После этого начинаешь думать: а такой ли уж выдумкой были советские фильмы про рабочих-энтузиастов?
"В Армении есть одна-две фермы. Там мы и закупили 100-200 шкур. Но для страусиной кожи другая выделка нужна. А где взять отдельные станки? Но ребятам все было нипочем. Вручную чистили, дубили, растягивали. Все сами. И уже готово. Но и теперь не успокаиваются. Говорят — теперь хотим обувь или куртки из нее пошить. Посмотрим, что выйдет", — говорит Карагулян.
Есть и другие планы по расширению производства. Можно перерабатывать белок коллаген, который остается при очистке шкур. Из него можно получать желатин, клей и мыло. Эту идею владельцы завода хотят предложить другим инвесторам. Работы хватит всем, считают здесь. Лишь бы государство это заметило.