ЕРЕВАН, 7 мая — Sputnik, Арам Гарегинян. Государство может и должно заморозить принудительную распродажу завода "Наирит", заявил журналистам во вторник бывший директор завода Карен Исраелян.
После развала Союза завод все-таки возобновил работу, но на урезанных мощностях, а с апреля 2010 года полностью встал. Долги у завода остались в основном за электричество и газ, а также перед государством — по налогам и по зарплатам.
"Я вам могу уверенно сказать, что "Электросети" и "Газпром Армения" настаивать не станут. Их представители несколько раз мне говорили, что готовы отсрочить долг, если завод начнет работать. И никакой благотворительности тут нет. Это в их же интересах. В 2000-е, "Наирит" потреблял 7% всего природного газа, поступающего в Армению. Разве "Газпром Армения" не захочет иметь такого клиента? То же самое и с электричеством", — заявил Исраелян.
Гостиница вместо института: кому выгодна продажа "Наирит-2"? >>
Остаются долги перед государством. Часть из них — это налоги. Другая — долги по зарплате перед сотрудниками завода. Государство согласилось взять их на себя. Для этого правительство открыло госкомпанию "Наирит-2" и через нее расплатилось по зарплатам. Но не даром. Эти деньги государство требует обратно (вернее, от имени государства требует "Наирит-2"). А где достать деньги, если завод не работает? Остается продавать цеха на металлолом. И что же, государство на это согласно? Государство не возражает.
В беседе со Sputnik Армения директор "Наирит-2" Гагик Акопян заявил:
"Замораживать наш долг или нет — решаем не мы. Если правительство даст нам такое указание — мы выполним. А сами, без согласования, такого сделать не можем".
Премьеры и министры нескольких правительств не раз объявляли, что не пожалеют усилий ради спасения завода. В целом, как будто, так и есть. А на деле, в деталях? Скоро на аукцион собираются повторно выставить цех уксусной кислоты. И перед кредиторами встает выбор: сохранить крупный производственный узел или взыскать долг любой ценой.
История одного преступления: как был умерщвлен химгигант Армении >>
"Электросети" и "Газпром" выбирают второе. Это и понятно: частные компании не обязаны заботиться о других. Но ведь государство тем и отличается, что думает на многие годы вперед. Что мы этим хотим сказать?
А вот что. По оценке аналитиков Global Market Insights, мировой рынок уксусной кислоты в 2016 году оценивался более чем в 8,6 миллиарда долларов и до 2024 года будет только расти. И это не считая синтетического каучука и десятков других материалов и веществ, которые завод производил и, может быть, пока еще может производить.