Родился в Тбилиси, жил в Москве, любил — Ереван: Таривердиев, которым восхищался Хачатурян

Супруга композитора Вера Таривердиева рассказала, куда пропала мемориальная доска композитора в Тбилиси, почему до сих пор в Ереване к нему относятся с прохладцей и, что сказал о нем учитель Арам Хачатурян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Алексей Стефанов, Sputnik

Недавно в Московском музыкальном театре "Геликон-опера" состоялась мировая премьера комической оперы Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко", которую представили студенты ГИТИСа мастерской народного артиста России Дмитрия Бертмана. Композитор работал над ней в 1989–1990 годах, считал своей лучшей оперой, но до постановки не дожил.

Армянские посиделки у Симоновых: на горе Арарат мы пили за победу "Арарата"

"Дмитрий Александрович Бертман поступил так же, как в свое время Борис Александрович Покровский, который в 1966 году вместе со своим выпускным курсом поставил в учебном театре ГИТИСа первую оперу Микаэла Леоновича "Кто ты?" по повести Василия Аксенова. Вот и сейчас ученики Бертмана блестяще играли оперу "Женитьба Фигаренко", но мне показалось, что нужно внести еще кое-какие правки. Сейчас опера доработана, и вначале июля зазвучит в "Геликоне" еще лучше", — рассказала супруга композитора Вера Таривердиева, пригласившая корреспондента Sputnik Армения в гости.

Долгие годы Вера Гориславовна возглавляет Благотворительный фонд Микаэла Таривердиева, является директором Кафедрального собора в Калининграде, и арт-директором Международного конкурса органистов имени Таривердиева, который проходит в Калининграде с 1999 года. Квартиру, в которой жил и работал композитор, и в которой останавливается она сама между бесконечными командировками, завещала Музею музыкальной культуры имени Глинки.

В этом доме и чувствуешь себя как в музее – на журнальном столике курительные трубки композитора, на стенах — портреты близких ему людей, на полках – любимые книги, а на рояле Steinway 1938 года выпуска, рукописи, нотные тетради, три премии "Ника".

1 / 5
Вера Таривердиева
2 / 5
Квартира Микаэля Таривердиева
3 / 5
Статуэтки премии "Ника"
4 / 5
Квартира Микаэля Таривердиева
5 / 5
Квартира Микаэля Таривердиева

Армянский композитор, которому не ставят памятники

Именно в этой квартире хранится легендарная тетрадь композитора, подаренная ему мамой Сатеник Григорьевной, в которой ее рукой написаны напутствия сыну, и среди них главная: "Нас мало, но мы армяне".

"О том, насколько сильно Микаэл Леонович любил Армению, говорит эта тетрадь, которую он сохранил до конца своих дней. Он никогда не забывал о своих корнях. В зрелом возрасте, в 1988 году Микаэл Леонович крестился в Армянской апостольской церкви в Москве – в церкви Святого Воскресения на Армянском кладбище. Там он похоронил своих родителей, там же лежит и он сам", — говорит Вера Таривердиева.

Табличка на доме Микаэля Таривердиева

О том, что в кирпичной многоэтажке у метро Аэропорт жил и работал Микаэл Таривердиев, гласит мемориальная табличка, выполненная на трех языках – русском, армянском и грузинском, которую, используя идею Веры Гориславовны, исполнил Зураб Церетели.

"Это потому, что Микаэл Леонович армянин, родившийся в Тбилиси, и проживший всю свою профессиональную жизнь в России", — поясняет Вера Таривердиева.

Мемориальная табличка висит и в Тбилиси на доме по улице Павла Ингороква, где жила семья Таривердиевых. Отсюда родители композитора в 1973 году перебрались в Москву к сыну. Но с табличкой два года назад случился инцидент, едва не перевернувший представление Веры Таривердиевой об этой гостеприимной стране.

Переписанный день рождения, или Как армянский нос выдал гений Бабаджаняна

"2016 год был очень насыщенным – мы объездили с концертами всю Россию, побывали в Ереване, Париже, Нью-Йорке. Но у меня была мечта — устроить концерт в Грузинском театре оперы и балета им. Палиашвили, где у Микаэла Леоновича в 1948 году, когда ему было 17 лет, состоялся дебют. Я обо всем договорилась, перед концертом поместила на входе копию афиши того дебюта, портрет, на котором Микаэлу Леоновичу пять лет и он похож на маленького принца, и повела тогдашнего директора "Росконцерта" Ольгу Жукову к дому Таривердиевых — показать мемориальную доску. И вот мы подходим, а доски нет! Со мною там истерика случилась. Я стала искать ее повсюду, и нашла в подъезде – оказалось, в доме открыли галерею, и на месте памятной доски Таривердиева появилась вывеска галереи", — до сих пор возмущается Вера Таривердиева.

Вернувшись с прогулки, Вера Гориславовна высказала претензию директору оперного театра, на следующий день — министру культуры Грузии. Все удивились, но ситуация не изменилась – доска продолжала висеть в подъезде дома. Тогда на помощь пришел директор Тбилисского русского драматического театра им. Грибоедова Николай Свентицкий, чей кабинет находится буквально в трехстах метрах от дома Таривердиевых. Он попросил разобраться с ситуацией своих актеров, и они ночью вернули табличку на место.

Но если в Тбилиси есть хотя бы мемориальная доска, то в Ереване нет даже этого. Почему? "Микаэлу Леоновичу не ставят памятники в Армении. Ну, и пусть не ставят – его музыка никуда не денется, она переживет музыку тех, кому памятники устанавливают", — уверена Вера Таривердиева.

По ее мнению, причин этому несколько. Родился Микаэл Таривердиев в Тбилиси, учиться в консерваторию приехал в Ереван, но учебу бросил и перебрался в Москву. В своей работе он был универсален, не использовал армянскую мелодику, а создавал собственный музыкальный мир, говорит Вера Гориславовна.

Композитор Микаэл Таривердиев и музыкальный дуэт - Галина Беседина и Сергей Тараненко на репетиции

Бегство из Еревана, но не от Еревана

Рукописи раннего периода композитор подписывал фамилией Таривердян. Однако в Ереванской консерватории, куда он поступил по совету мамы, не прижился.

Иосиф Кобзон потряс ереванцев исполнением песни об Армении - видео

"Он учился в классе профессора Григория Егиазаряна, и у них возник конфликт. Микаэл Леонович был очень страстный, темпераментный, независимый и свободный человек. А Егиазарян его пытался загнать в рамки, чего с Таривердиевым сделать было невозможно. Он даже в школьные годы потребовал у директора школы извиниться перед учеником, которого тот ударил. И это в сталинские времена! Директор, правда, отомстил – по его требованию Сато Григорьевна перевела сына в вечернюю школу. Но суть в том, что этого человека невозможно было загнать в рамки — Микаэл Леонович просто бросил консерваторию и поехал поступать в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных", — рассказывает Вера Гориславовна.

Впрочем, это бегство принесло плоды – Таривердиев попал в класс другого знаменитого армянского композитора Арама Хачатуряна. Конкурс был очень большим, но Микаэл Леонович блестяще его прошел, на что Арам Ильич сказал Таривердиеву: "Ты въехал на белом коне".

Арам Хачатурян и Микаэл Таривердиев

"Арам Ильич отзывался о Микаэле Леоновиче восторженно, а ему самому Хачатурян, предоставлявший свободу ученикам, невероятно подходил. Микаэл Леонович считал огромной удачей то, что сделал непростой выбор, бросив Ереванскую консерваторию, потому что попал в руки к Араму Ильичу. Хотя Микаэл Леонович в каком-то смысле противоположность Хачатуряну. Арам Ильич — композитор эпически страстных высказываний, а Таривердиев – камерно-интимный композитор даже в крупных формах. Лишь одно его сочинение связано звучанием с учителем. Это первый скрипичный концерт, своего рода посвящение, написанное в 1981 году после смерти Хачатуряна", — отмечает Вера Таривердиева.

Позже в Армении приняли композитора. В последний приезд в Ереван на гастроли с Московским камерным театром Бориса Покровского его везде узнавали, просили автограф, таксисты не брали деньги за проезд, на рынке бесплатно давали продукты, обижаясь на попытки достать кошелек. И Таривердиев так к этому привык, что искренне удивился, когда при покупке билета на самолет в обратную сторону ему назвали цену.

В Армению и Карабах с любовью

Продолжает любить историческую родину своего мужа и Вера Таривердиева. "Мы регулярно устраиваем в Армении концерты, приезжаем часто и в Карабах, откуда родом отец Микаэла Леоновича. Публика там потрясающая. Зал всегда битком и билетов не достать ", — говорит Вера Гориславовна.

Кинорежиссер Юсуп Разыков: "Танец с саблями" - рингтон XX века

Впервые концерты в Карабахе она устроила в 2008 году в рамках Дней Таривердиева в . Выступления проходили в пяти городах и везде силами школ – педагоги и ученики читали отрывки из книги Микаэла Леоновича, исполняли его музыку. Это произвело такое неизгладимое впечатление на Таривердиеву, что она стала ездить в Карабах регулярно.

"Меня поражает, что дети в карабахских школах говорят на русском языке лучше, чем в московских. Исторически сложилось, что он там приоритетный. А еще в Арцахе потрясающие просвещенческие традиции. Думаю, что когда люди живут, растят детей на границе со смертью, у них в головах правильные приоритеты. Они заботятся о детях, о просвещении, о культуре, а не о том, сколько чего и кому продать. Живут тяжело, в изоляции, но живут прекрасно", — уверена Вера Гориславовна.

Вера Таривердиева на коне

В один из последних приездов в Степанакерт Веру Гориславовну на пресс-конференции спросили, не боится ли она попасть в черный список Азербайджана. На что она ответила: "Я обижусь, если меня не внесут в черный список". Наутро в соседней стране издания пестрили заголовками о невиданной дерзости Веры Таривердиевой, а суть публикаций сводилась к тому, что "мы не можем отказать такой женщине".

"Для меня это было даже почетно, я же знала, кто возглавляет этот список — Монсеррат Кабалье", — улыбается Таривердиева. И предлагает посмотреть будущий музей в квартире композитора, который со временем смогут посещать все, кому дорого и интересно творчество Микаэла Таривердиева, родившегося в Тбилиси, всю жизнь любившего Ереван, а жившего в Москве.