Именно образ Паганини прославил Мсряна не только в СССР, но и почти по всему миру. Редко какой многосерийный советский фильм добивался подобной мировой известности – эти четыре серии "Никколо Паганини", снятые в 1982 году, стали знаменитыми далеко не в последнюю очередь благодаря блистательному Мсряну в заглавной роли.
Мелкое хулиганство Арутюна Акопяна, или Зачем великий фокусник пестовал армянский акцент>>
Отец и мать, режиссер и актриса, оба – заслуженные артисты республики, работали в армянской глуши, в Алаверди, как раз в то время, когда Владимиру пришла пора определяться с профессией. Между прочим, они все подряд заслуженные – и сестра, и дочь…
Но тогда это было еще впереди, и парень серьезно увлекался точными науками, собирался даже поступать в Московский авиационно-технологический институт. Но, как это нередко бывает, к самому окончанию школы в восприятии Владимиром мира и своего места в нем произошла кардинальная переоценка ценностей, и он пошел по стопам родителей. Не сказать, чтобы те были в восторге от выбора сына – где вы видели, чтобы артисты желали своим детям того же ремесла? Если и найдутся исключения, то – из правил.
А он поехал в Москву и подал документы сразу в три театральных учебных заведения. В Щукинском он "на ура" прошел три первых тура, а во время четвертого экзаменаторам не понравился суровый армянский акцент. Пришлось возвращаться в Ереван, поступать в местный театральный.
Как один генерал в Ереване трех журналистов напоил, или Невероятные приключения Ерина>>
Не сказать, что отсутствие московского диплома – "высшего пилотажа" по тем временам – сказалось на его таланте и увлеченности. Владимир недолго искал "свой" театр, быстро остановившись на драматическом имени Капланяна. Там он и играл почти всю свою жизнь, правда, с частыми отлучками на бесконечные съемки в художественных фильмах.
Вот Гамлет в его трактовке принят не был, причем, не зрителем, а чопорными и топорными армянскими театральными критиками, считавшими, что они только одни и знают, как надо играть Гамлета. Ну и играли бы сами, раз знали… Зато в Москве его Гамлету аплодировали стоя в самых известных театрах самые взыскательные зрители.
Еще Мсрян обожал воплощать чеховские образы, сыграл их по максимуму. Чем-то Чехов привлекал его, задел в душе Мсряна какую-то, недоступную нам, простым смертным, струнку, влюбил в Лопахина из "Вишневого сада" и в атмосферу "Палаты №6".
Мсрян сыграл в десятках фильмов, коротких и полнометражных, он был востребован, но не всеяден. Наверное, отказывался, если чувствовал, что образ – не его, маэстро мог себе это позволить. Так он дошел до пика своей узнаваемости, сыграв главного героя в четырехсерийной картине "Никколо Паганини".
Знакомьтесь, Симон — сын Аршака: советский граф Монте-Кристо и тифлисский Робин Гуд>>
Так что – и Мсряна не миновала судьба других больших артистов, когда к ним прилипает образ, запомнившийся зрителю больше других, как к Никулину, к Тихонову или Моргунову. Это не значит, что другие роли они сыграли хуже, вовсе нет, просто – людям запомнились Штирлиц или Паганини.
Давным-давно, как раз сразу после выхода на экраны "Паганини", собрался я попить кофе в "Поплавке". Наплыв посетителей, свободных столиков нет, пришлось подсаживаться, испросив предварительно разрешения. Так я оказался напротив Мсряна – вернее, сначала подсел, потом узнал его, хотя его внешне трудно было спутать с другим.
Уж не знаю, чем я ему понравился, но Мсрян устроил мне настоящее интервью, форменный допрос, начиная именем, заканчивая "дальнейшими планами". Это была первая встреча с маэстро.
Вторая состоялась лет через двадцать, и тогда интервью брал уже я. Мсрян, конечно, не вспомнил тот стародавний кофе в "Поплавке", а я не увидел разницы между этим человеком двадцать лет назад и теперь. Настолько он был целен, самодостаточен и уверен в силе и творческой правильности своего дара и пути в искусстве.
Вторая встреча оказалась последней.