В Минтрансе разработали проект, который принесет Армении известность — эксклюзив

Главным достижением 2018 года в сфере информационных технологий Армении может по праву считаться проект национального венчурного фонда, который будет задействован до конца года. В этом уверен министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Важные соглашения с Грузией и с Азиатским банком развития, злоупотребления в ЮКЖД. Эти и многие другие вопросы прокомментировал в интервью Sputnik Армения министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян. Беседовала Лаура Саркисян.

— Запрет на импорт пшеницы автомобильным путем перенесли в Грузии на год. Ведут ли власти Армении переговоры с грузинскими коллегами по этому вопросу, и какого характера?

— С Грузией мы вели диалог постоянно. Как только встал вопрос, я, министр сельского хозяйства, министр экономики были на связи с нашими грузинскими коллегами. Недовольство есть и с грузинской стороны.

"Никто не проедет": в Армении импортеры праворульных машин обещают пойти на крайности

С глобальной точки зрения, переход на паром – решение правильное, так как это позволит разгрузить важный для нас КПП "Верхний Ларс". Буквально два месяца назад шли обсуждения: для нас в приоритете как раз стоял вопрос разгрузки КПП и покупки более качественного зерна.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян поручил сделать так, чтобы запрет не отразился на ценах на пшеницу. Этот вопрос он обсудил и с премьер-министром Грузии. В итоге нам удалось добиться того, чтобы стоимость транспортировки осталась неизменной.

Пашинян обговорит вопрос Ларса с Путиным в Москве? Что будет с армянскими перевозчиками>>

Запрет влечет и другие последствия: многие перевозчики остаются без работы. Другие не могут привозить товар на пароме. Такое положение приводит к монополии. Если мы сможем решить все эти вопросы, то переход на паромную переправу – лучшее решение.

— Насколько вероятно, что для импорта пшеницы будут задействованы как автомобильные, так и железнодорожные пути?

— Железная дорога и сегодня по возможности используется. Также рассматривается вариант, при котором из Поти можно будет привозить пшеницу машинами и вагонами. Для Грузии важно разгрузить КПП "Верхний Ларс" еще и для стимулирования турпотока. Понятно, что огромные очереди им не нужны.

— С конца 2014 года обсуждается вопрос задействования уникального в регионе армяно-грузинского проекта "Мост-Дружбы". Когда он будет запущен и есть ли в нем необходимость?

— Программа поэтапно реализуется: вопрос финансирования уже решен. Небольшая проблема возникла с иранской компанией, которая должна была заняться строительством и проектированием моста.

Подрядчик представил страховой депозит на счету в банке, но ни армянская, ни грузинская стороны не сочли банк достаточно надежным. На решение этого вопроса потребовалось время, однако в итоге все завершилось благополучно.

На проектирование моста уйдет пять месяцев, еще год – на строительство.

Современные пункты есть и в Грузии, и в Армении, однако необходимость в КПП такого уровня все же есть. Мост может простимулировать туризм и разгрузит другие пункты.

— Армения и Беларусь договорились об отмене квот на въезд грузовиков и автобусов. Какие страны ЕАЭС на очереди и планируется ли внедрять такие же механизмы с Россией?

— С Беларусью уже подписано соглашение, которое должно быть утверждено парламентом Армении. Отмена квоты будет действовать и в случае въезда машин в Беларусь из Армении через третью страну. На данный момент мы обсуждаем этот вопрос с Казахстаном. Думаю, такая схема будет задействована и с другими странами ЕАЭС. На данный момент с Россией этот вопрос не обсуждается.

Грузинская дубинка: как запрет на ввоз кукурузы фурами ударит не только по Армении

— Как вы прокомментируете недавнее заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о злоупотреблениях в ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" на 60 миллионов долларов?

— Озвученная сумма касается всего периода — с 2008 года, с тех пор, как ОАО "Российские железные дороги" осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Однако это предварительная информация, требующая проверки. На данный момент ведется следствие по возбужденному уголовному делу.

Министр транспорта Армении сам не купил "правый руль" — и другим не позволит>>

— На каком этапе находится реализация проекта автомагистрали "Север-Юг", и где Армения найдет средства на его завершение?

— У нас есть подвижки по третьему участку трассы.

Когда я вступил в должность, на этом транше (участок трассы – ред.) в день закладывалось от тысячи до 1,5 тысяч кубометров насыпи, сегодня этот показатель вырос до 8-8,5 тысячи куб. метров закладки насыпи в день. Было некоторое непонимание между строителями и инспектором, мы эту проблему устранили.

На данном этапе, мы намерены акцентировать внимание на втором транше. На днях мы встретились с представителями Азиатского банка развития, они отметили прогресс, оценили, какую возможность даст задействование проекта. При необходимости, банк готов предоставить отсрочку на несколько месяцев.

После IT – инженерия: в Армении готовят новую "бомбу" стартапов

По графику, третий транш должен быть завершен в июне 2019 года, в июле 2019 года — второй. Если же не успеем, то нам понадобится несколько месяцев на то, чтобы закончить работы.

— Мы много и постоянно говорим о том, что "информационные технологии" — визитная карточка Армении. Какой проект вы бы отметили в этом контексте?

— Проект создания национального венчурного фонда, направленный на обеспечение благоприятной инвестиционной среды, реализацию новых программ. Это однозначно принесет известность Армении. В этой сфере мы также предлагаем налоговые льготы, что также привлечет иностранных инвесторов. Думаю, проект будет задействован до конца года.