ЕРЕВАН, 6 сен — Sputnik, Лаура Саркисян. Грузия не ограничилась только запретом на импорт пшеницы грузовым транспортом: с 1 ноября в силу вступит также полное ограничение на перевозку кукурузы автомобильным путем. Эту информацию подтвердили грузинскому агентству Сommersant в министерстве охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии.
Тбилиси с 15 сентября вводит запрет на ввоз или вывоз пшеницы или пшенично-ржаной муки на автотранспорте, с 1 ноября этот запрет распространится и на кукурузу.
Первоначально в Грузии хотели ввести запрет на пшеницу и кукурузу одновременно, и даже министр финансов подписывал соответствующий указ. Однако через день эта продукция была изъята из списка запрещенных товаров. В новых реалиях импорт кукурузы так же, как и пшеницы, будет возможен только морским, железнодорожным и воздушным транспортом.
Эксперты в Грузии и Армении, а также птицеводы всерьез обеспокоены этим ограничением. Они прогнозируют рост цен, как на курицу, так и на яйца.
"Если бы запретили ввозить кукурузу так же, как и пшеницу, с 15 сентября, это привело бы к ее дефициту в обеих странах. Сбор нового урожая только начался, а остаток прошлогоднего уже на исходе", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения один из армянских поставщиков кукурузы.
По его словам, если в случае с пшеницей запрет может не повлиять на стоимость муки и соответственно хлеба, то с кукурузой подорожания не миновать. На это есть объективные причины.
ЮКЖД снижает тарифы на перевозку пшеницы из Поти в Ереван>>
Кукуруза в основном завозится в Армению через Грузию из Северной Осетии прямым путем. С 1 ноября кукурузу придется доставлять в порт Поти и оттуда только по железной дороге в Армению. А это дополнительные траты, которые скажутся на цене, подчеркнул наш собеседник.
Он прогнозирует подорожание до 30 долларов на 1 тонну кукурузы, что приведет к повышению себестоимости яиц на 2-3 драма. Окончательные тарифы или убытки сегодня сложно подсчитать, они будут известны после вступления запрета в силу.
Председатель Союза птицеводов Армении Сергей Степанян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения в свою очередь выразил обеспокоенность по этому поводу. Если кукурузу придется доставлять железной дорогой, она может подорожать на 10-15 долларов за тонну, отметил Степанян.
"Конечно, железной дорогой грузы возить дешевле, но набегает немало побочных расходов. Надо отвезти зерно на элеватор, заплатить там за фумигацию, чтобы зерно не портилось, а потом переваливать зерно на паром, до Поти и обратно на железную дорогу. А грузовиками мы могли напрямую возить зерно от российских фермеров", — сказал Степанян.
Конечно, птицефабрики могут сообща договориться с железнодорожной компанией о больших объемах перевозок. Но за день этого не сделать, требуется минимум две-три недели, отметил Степанян.
Зависит от Грузии: как правительство Армении пытается смягчить рост цен на хлеб>>
Директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили прогнозирует рост цен не только в Армении, но и Грузии в первую очередь на птицу и яйца.
"В случае с Грузией рост цен неизбежен. Птицефабрики расположены вдали от железной дороги, поставщики будут вынуждены разгружать товар и привозить его на автомобилях. Это приведет к дополнительным расходам и соответственно росту цены", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Цагареишвили.
Единственный плюс, по мнению эксперта, заключается в том, что разгрузится поток на Верхнем Ларсе. Однако и это актуально разве что для летнего сезона пик.
Отметим, в 2017 оду в Армению было завезено почти 50 тысяч тонн кукурузы, в основном в качестве корма для скота и птицы.