ЕРЕВАН, 11 июн — Sputnik, Арам Гарегинян. Азиатский банк развития (ADB) не прекратит финансирования в рамках программы строительства трассы "Север-Юг" в Армении. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения глава представительства ADB в Армении Шейн Розенталь.
Ранее налоговая служба Комитета госдоходов (КГД) усмотрела финансовые нарушения при строительстве автотрассы и оценила их в 23,5 миллиарда драмов (чуть меньше 50 миллионов долларов). Возбуждено уголовное дело по нескольким эпизодам, в том числе по недобросовестным действиям субподрядчиков и должностных лиц.
Кроме того, один из главных подрядчиков на строительстве, испанская компания Corsan Corviam, недавно подала на банкротство. Как могла финансово нестабильная компания выигрывать тендеры международной финансовой организации?
Здесь, пояснил Розенталь, нужно разграничить полномочия ADB и правительства. Банк кредитует строительство дороги и следит за тем, чтобы строительство велось с нужным качеством, не загрязняло окружающую среду, было безопасным для рабочих. Есть и финансовые параметры, которым необходимо соответствовать. В их числе – финансовый оборот компании и ее опыт в проведении тех работ, на которые она претендует.
Китай готовит Армении роль в "Новом шелковом пути": кому в регионе придется "попотеть">>
А вот насколько надежны финансовые отчеты компании и как их проверять – эти вопросы решает уже правительство.
"Нам известно об уголовных расследованиях, начатых по поручению правительства. Но мы не рассматриваем вопроса прекращения финансирования. Напротив, мы поддерживаем власти Армении в их желании установить прозрачный контроль над расходами и работами. У банка с Арменией сложилось не однодневное, а долгосрочное партнерство", - заявил Розенталь.
Отметим, пока что для проекта "Север-Юг" не найдено финансирование по одному из самых крупных участков — от Арташата (в 33 км от Еревана) до Каджарана (за 330 км).
Правительство Армении уже использовало определенный объем средств, которые были оговорены с ADB. Поэтому сейчас важно завершить начатые работы, а потом уже думать о дальнейших действиях. В настоящее время строительство идет на участках из города Аштарак (в 21 км к северу от Еревана) до города Талин, и дальше к селу Ланджик, на полпути из Талина в город Гюмри.
"В будущем правительство Армении может запросить финансирование для новых участков трассы. Сейчас главное – завершить работу на действующих", - добавил Розенталь.
Транспортный коридор "Север-Юг" имеет для Армении стратегическое значение. Эта дорога сократит расстояние от иранской до грузинской границы с 556 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана.
Протестующие строители разблокировали участок трассы "Север-Юг", но с одним условием>>
Главным кредитором проекта стал Азиатский банк развития. Соглашение с ним было подписано еще в сентябре 2009 года. Предусматривалось, что строительство автомагистрали будет завершено к 2016 году. Однако до сих пор выполнено менее половины работ.
Ранее стоимость работ оценивалась в 1 миллиард долларов. Но осенью 2017 года тогдашний министр транспорта Ваан Мартиросян заявил, что общая смета может вырасти до более чем 2 миллиардов.