Ранним утром в четверг сотрудники инвестиционной программы "Север – Юг" перекрыли трассу Ереван – Талин. Они требуют от подрядчика, компании Corsan Corviam Construccion S.A. свою заработную плату. Как уверяют работники, денег им не платили с августа.
Исполняющий обязанности министра транспорта, связи и информационных технологий Армении Акоп Аршакян отметил в этой связи, что, хотя правительство не имеет отношения к этой проблеме, помочь, тем не менее, постарается. Возникновение конфликтной ситуации, согласно Аршакяну, обусловлено внутренними отношениями между подрядчиком и субподрядчиками.
Вообще, многотрудный долгострой под названием "Север-Юг", похоже, завершен будет не скоро. Для реализации проекта Армения подписала кредитное соглашение с Азиатским банком развития еще в сентябре 2009 года. Соглашение предусматривало, что строительство автомагистрали будет завершено к 2016 году, однако строительные работы начались только через три года после подписания договора с банком.
И буквально сразу начались проблемы. Еще в 2013 году Контрольная палата Армении в ходе проверки хода строительства автомагистрали выявила ряд нарушений и представила доклад в парламенте. Исследования показали, что не обеспечиваются требуемые толщина и качество бетонного полотна, строительство осуществляется с техническими нарушениями, есть проблемы с водоотводом и недостаточно укреплен один из мостов.
Евразийский банк возобновит финансирование трассы "Север – Юг" в Армении>>
Ведомство пришло к выводу, что бельгийская компания Safege не осуществляет технического контроля на необходимом (и предусмотренном договором) уровне. Тогда был освобожден от должности директор офиса по реализации программ, а работы по строительству дороги временно приостановлены.
Пять лет спустя о неудовлетворительном качестве строительства заявил Никол Пашинян – тоже в Национальном Собрании, совсем недавно, при обсуждении государственного бюджета на 2019 год. Пашинян отметил, что уже построенные участки в ряде мест не соответствуют стандартам качества, особенно по части цемента и бетона. Пашинян указал, что сейчас проводится ряд экспертиз, они и покажут, каким образом строительство будет продолжено.
Еще летом было заявлено, что государство испытывает трудности с источником финансирования строительства автомагистрали. На тот момент не были найдены средства на самый длинный, в 304 километра, участок дороги от Арташата до Каджарана. В целом же на строительство пока израсходовано около 230 миллионов долларов. При этом в начальной смете общая стоимость дороги оценивалась примерно в миллиард долларов.
Сегодня ясно, что эта цифра будет превышена, и превышена значительно. Ряд специалистов полагает, что сумма может быть увеличена втрое. Во всяком случае, усредненно так оно и получается.
Год назад директор офиса армянского представительства Азиатского банка развития Шейн Розенталь заявлял, что стоимость строительства одного километра дороги "Север – Юг" на участке Аштарак – Ланджик обойдется вместо 1,2 миллиона в 3,5 миллиона долларов. Розенталь также выражал сомнения в том, что этот проект будет доведен до конца.
В новом правительстве уверены, что проект будет реализован, правда, по значительно более высоким расценкам. Если принять правоту Розенталя, то речь может идти о сумме около трех миллиардов долларов.
По-видимому, в скором времени мы станем свидетелями скрупулезного анализа всего, что происходило с автомагистралью и вокруг нее с 2009 года и до текущего момента.