Горячие парни и блондинка Стелла: чем ереванские "авторитеты" круче ковбоев Дикого Запада

Молодые люди во время очередного рейда.
Ученые, анализируя перестрелки на Диком Западе, научно обосновали, что из двух буравящих друг друга глазами ковбоев проигрывает обычно тот, кто стреляет первым: реакция соперника на 20 миллисекунд быстрее. Колумнист Сергей Баблумян решил поспорить с этим утверждением на примере парней, которые некогда считались в Ереване "авторитетами".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Ереване все было иначе: здесь обычно побеждал тот, кто стрелял или бил первым, и никакие миллисекунды жертву не спасали. Но у нас чаще всего не надо было ни бить, ни стрелять – имя и молва о крутых ереванских "авторитетах" оказывались сильнее пистолета.

Ереван 70-х
Эволюция ереванского "чапалаха", или Как "реальные пацаны" решали вопросы в 70-х

Для начала сориентируемся на местности. В 60-х годах напротив кинотеатра "Москва", рядом с Домом художника, которого тогда не было и в помине, стояла гостиница "Ереван" (сегодня Grand Hotel Yerevan). Обычно оно оставалось полупустым. Видимое глазу движение наблюдалось разве что в вестибюле, где в закутке под лестницей размещался газетный киоск.

Кроме советских газет и журналов, здесь можно было купить польский "Экран", немецкий "Ойленшпигель", газету компартии Италии "Унита", которая тоже публиковала фотографии красоток в неглиже, видимо, для того, чтобы, разглядывая их, попутно привлечь внимание к безработице и другим социально-политическим проблемам страны.

Продажей газет занималась броская натуральная блондинка (звали, кажется, Стелла), так или иначе способствовавшая проникновению западных ценностей в армянскую культуру. Мы, тогда студенты филфака Ереванского университета, приобщались к ним, пожалуй, активнее других, но сказать, что блондинка Стелла не имела к этому никакого отношения, не могу.

"Вот Армения – это кино": о чем Андрей Битов предупреждал желающих приехать в Ереван>>

Между тем, девушку курировал Спартак Бзнуни – крутой ереванский парень с импульсивной психикой и отменной техникой ближнего боя, что заметно сокращало время общения посторонних мужчин с девушкой Стеллой (о Бзнуни нас предупреждал швейцар гостиницы и, наверное, правильно делал).

Все дороги ведут в "Москву", или Как возник знаковый треугольник Еревана

Бзнуни – боксер полутяжелого веса, немногословен, суров, подтянут, одевался строго по моде тех лет, выглядел вполне респектабельно, чем-то напоминая современного Дона Пипо, но это, все-таки, не самое важное.

Главным в Бзнуни была чрезвычайная учтивость в общении с собеседниками, помноженная на подчеркнуто изысканную речь, и в этом смысле равных Спартаку не было не только среди ему подобных: мало кто из школьных учителей армянского языка мог составить ему конкуренцию. Это было, как сказали бы сегодня, фирменным брендом Бзнуни, его визитной карточкой, и я не помню в Ереване никого другого, кто был бы так скор на расправу и одновременно столь учтив и вежлив в словопрениях.

Вот, к примеру: "Прошу меня извинить, но Ваше поведение заставляет меня перейти от убеждения к принуждению и тем самым восстановить справедливость. А еще что, простите, остается делать? Или в данных обстоятельствах Вы поступили бы иначе?".

После чего следовал удар согнутой в локте рукой. Удар не требовал замаха и наносился с близкой дистанции, а его сила создавалась в основном поворотом корпуса и переносом центра тяжести, отчего удар приобретал особую силу. Иначе говоря, он был нокаутирующим. Называется "хук".

"Крестный отец" из Армении: легендарный вор в законе Сво Раф всегда ударял первым>>

Ко времени, когда мы, завсегдатаи газетного киоска гостиницы "Интурист", узнали Бзнуни ближе, граждан, позволяющих себе непочтительное общение с ним, уже почти и не оставалось.

Из серии очумелые ручки, или Как побег соратника Деда Хасана связан с армянскими тюрьмами

Затем возлюбленный блондинки куда-то исчез, поговаривали, что сел в тюрьму, после чего переехал в Америку. И только лет через пятнадцать я встретил его в Ереване на похоронах общего знакомого. Возраст добавил ему разве что выдержки, но ничуть не убавил в подтянутости и стремлении не отставать от моды: одет Бзнуни был во все лучшее, на голове шляпа со срезанными строго по евростандарту полями.

…Со специалистами из Бирмингемского университета мог бы поспорить и друг моего детства Радик, известный в криминальных кругах Еревана под прозвищем Хдо. Ответная реакция его визави тоже не сумела бы упредить его выстрел, что и было подтверждено погожим летним днем на проспекте имени Туманяна, по которому Радик проходил с дочерью и новоиспеченным зятем.

Неуместная реплика, отпущенная случайным молодым человеком в адрес молодых, была той красной чертой, за которую задире ни в коем случае не стоило переходить, но Рубикон был пройден и тут же прогремел выстрел. Но тут вышел конфуз: поторопившись, Хдо промахнулся и ранил в плечо собственного зятя.

…Несколько раз навещал его в колонии. Мой друг по-прежнему курил изысканные сигареты "Моро", держался независимо и не терял присутствия духа. Здесь надо помнить, что ни Спартак Бзнуни, ни Радик "ворами в законе" не были, и не похоже на то, чтобы стремились ими стать. Статус крутых парней в авторитете их устраивал.

Ночная поездка с беглым зеком, или За что доктор Рошаль полюбил Армению>>

"Вор должен воровать и сидеть в тюрьме. Мент должен ловить воров и получать за это звания и зарплату. Если вдуматься, кодекс вора не очень разнится с моральным кодексом строителя коммунизма: оступился, сделал шаг влево, будь готов ответить деньгами. А иногда и жизнью", – объяснял мне знаменитый вор в законе Юрий Каринян (Юрий Ервандович).

Воровать и сидеть в тюрьме крутые ереванские парни не хотели, но уважать себя заставляли.