Армения станет транзитным хабом в регионе: грузинский эксперт назвал условие

Если Армения правильно воспользуется теми возможностями, которые открываются в случае разблокирования транспортных коммуникаций, то она реально может стать региональным транспортным хабом.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Запуск железной дороги "Тегеран-(Джульфа)-Ереван" изменит роль Армении в регионе, позволив республике примерить статус транзитной страны и ключевого траспортного хаба на Южном Кавказе. Однако перед этим Ереван должен не только найти большие ресурсы, ну и решить политические вопросы, из-за которых на протяжении многих лет рубежи страны остаются на замке.

Из стран Южного Кавказа Китай не делает инвестиции только в Армении - Саакян

О намерении запуска железнодорожной ветки Армения-Иран известно уже давно. Тема актуализировалась после заявления министра экономики Армении Ваана Керобяна в Иране. Он отметил, что железнодорожная ветка позволит решить транспортные проблемы между двумя странами.

Директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили считает реализацию такого варианта перспективной для Армении, но не очень выгодной для Тбилиси. 

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что если Ереван действительно наладит железнодорожную связь с Тегераном, то это позволит Армении автоматически стать транзитной страной.

"Товары из Ирана и Индии, а также Китая в этом случае поступят в Армению не через Грузию, а по указанной железной дороге, прямо в Ереван. Таким образом, транспортный коридор Грузии потеряет от 700 тысяч до 1 миллиона тонн товаров в год", - сказал Цагареишвили.

Немаловажным он считает запуск маршрута Баку-Мегри-Нахичеван-Ахурян-Карс, который позволит Армении вырваться из "дорожного плена". Однако этот проект он считает сложно реализуемым как с политической точки зрения, так и инфраструктурной.

Открытие железной дороги по югу Армении не сулит стране геополитических выгод - Давтян

По словам Цагареишвили, Ереван выиграет и в случае, если будут налажены отношения с Анкарой и страны запустят железнодорожное сообщение.

В этом случае Грузия потеряет большую часть потока армянского экспорта/импорта.

При этом Грузии останутся грузы из России, Казахстана и Центральной Азии, идущие в Европу. Кроме того, армяно-азербайджанская магистраль не заменит путь из России в Армению через КПП "Верхний Ларс".

"Через Ларс проходит пшеница, которую привозят в Армению из Ставрополя и Краснодара. Это короткий и экономически выгодный путь. Крюк же через возможную магистраль Армения-Азербайджан влетит бизнесу в копейку", - сказал Цагареишвили.

В свою очередь глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения положительно оценил намерение действующих властей, подчеркнув, что главное, чтобы инициатива не оставалась лишь намерением.

Деблокада коммуникаций сама по себе позитивна, однако... Кочарян выразил опасение

Он отметил, что железная дорога  должна быть запущена тогда, когда в инфраструктурном плане будет готова.
"Армении придется достроить 500-600 метров пути до границы, до Садарака. Дорогу можно быстро восстановить, тем более что до Ерасха у нас все нормально. Составы через Ерасх доедут до Джульфы, перейдут по железнодорожному мосту через Аракс на станцию Джульфа (Иранская)", - сказал Ованнисян.

Эксперт о том, почему Алиеву нужен коридор в Мегри, и чем он опасен для Армении

Он отметил, что при желании дорогу можно восстановить в кратчайшие сроки и без особых затрат. Ованнисян подчеркнул, что Армении важно иметь связь с иранской железной дорогой. Это откроет для Еревана путь к морским портам Ирана, в частности на Бендер-Аббас.

Например, из Китая в порт Бендер-Аббас контейнер может доехать за 18 дней, в порт Поти же - приблизительно в 33 дня. По словам Ованнисяна, это не только сократит расстояние, но и позволит выиграть во временном и финансовом плане.

Отметим, на данном этапе Армения для экспорта и импорта товаров в основном использует маршрут через КПП "Верхний Ларс". Альтернативных Ларсу путей восемь, однако все они закрыты из политических соображений. Наиболее выгодный из них - путь Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее дороги, ведущей к Ларсу, на 80 километров, но осетинский маршрут предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа.