Арам Гарегинян, Sputnik Армения
За последние два месяца бизнесмены Армении провели уже несколько деловых обсуждений относительно возможности экспорта производимых в стране товаров в Китай. Обсуждения носят вполне конкретный характер, бизнесмены ищут ответы на вопросы: как найти покупателей, как с ними работать, как довезти до них товар, и как получить правовую поддержку, если потребуется.
В течение многих лет государство не помогало бизнесу ни в одном из этих вопросов. Остается другой путь – обмен опытом и взаимопомощь. Бизнесмены начали собираться на практические встречи, где рассказывают друг другу, у кого и как получается экспортировать товары в Китай и решать процедурные проблемы. Две такие встречи уже провела организация Export Armenia (объединяющая бизнесменов и экспертов). На них был приглашен и новый торговый представитель Армении в КНР Вараздат Карапетян (бывший депутат парламента).
Успешные примеры экспорта из Армении в Китай уже были, но пока что это из ряда единичных успехов (и тоже весьма ограниченные). В основном, экспортировалось вино и крепкий алкоголь, в меньших объемах – шоколад и сигареты.
Один из участников этих встреч, Эдгар Маркарян, основатель компании Zizi (логистический оператор по перевозке грузов из Китая в США), отмечает, что учитывать нужно все: что страхуют перевозчики товара (а страхуют они не все), как строить отношения с китайскими партнерами и как составлять презентацию товара.
Многие бизнесмены хотят заняться коноплей: Керобян об ажиотаже вокруг нового проекта>>
Например, если вы сразу соглашаетесь на цену, которую вам предлагает китайский бизнесмен, он перестает воспринимать вас всерьез. По любой сделке нужно вести переговоры – это неукоснительный закон. Переговоры надежнее вести не в мессенджере, а по мейлу (чтобы потом было на что опереться).
Но все эти (и многие другие) правила не помогут, если товар оказался несколько некондиционным. Поэтому, отмечает Маркарян, рискованно везти в Китай мясные продукты или сыры, пока между Арменией и Китаем не налажена надежная логистика.
"Как я уже сказал, контейнерные перевозчики страхуют ваш груз, только если что-то произошло с контейнером – например, если он перевернулся или упал в море. Но если контейнер доехал нормально, а груз внутри испортился, перевозчик за это не отвечает (даже если товар везли в рефрижераторном контейнере). А при малейшем отклонении от нормы товар могут не только не пропустить, но и конфисковать", - отметил Маркарян в беседе со Sputnik Армения.
По этой причине сложно везти и сборные грузы, то есть товары от нескольких производителей под одним, "зонтичным" брендом. Перед тем, как везти товар в Китай, нужно отправить его образцы, которые проверят и утвердят надзорные органы КНР. С этими исходными данными будут сравнивать ваш груз, когда вы его привезете. Таможенники берут из контейнера пробный образец товара на быструю лабораторную проверку. И если ее результат не соответствует исходным данным, ваш груз могут снова не пропустить – даже если товар не испорчен, а просто имеет немного другое содержание.
"Так или иначе, начинать стоит с небольших объемов. Причем нелишне в очередной раз уточнить: что для Китая небольшое, то для нас – огромное. То есть даже если работать на сеть магазинов одного региона или даже одного среднего города, можно продавать очень большие, по нашим меркам, объемы. У нас есть такой опыт в России: там мы сделали ставку не на федеральные, а как раз на региональные торговые сети. Это позволяет развивать продажи динамично, но без шока для производства. Естественно, это тем более верно для Китая, где рынок еще больше", - подчеркивает со-основатель Export Армения Эмиль Степанян.
Export Armenia и ее участники планируют проводить подобные встречи и по другим зарубежным рынкам.