От того, что число соискателей парламентского большинства сократилось на единицу (одна из партий взяла самоотвод), избирателю легче не стало. Впрочем – смотря какому избирателю: тем, кто ждал реалистичных, исполнимых, основанных на экономических и правовых выкладках, профессионально составленных программ, стало даже не труднее, а просто тоскливо. Если у некоторых из политсил и есть нечто, долженствующее обозначать программу, то это на деле не более чем набор лозунгов и благих пожеланий.
Между тем напомним, что Армения сейчас представляет собой уникальное в мировой истории государство, в котором парализованы многие институты, а, например, министерство иностранных дел существует в текущий момент лишь на бумаге. Государство при этом, как ни странно, еще сопротивляется констатации биологической смерти – когда-нибудь это явление в подробностях изучат разного рода эксперты с политологами и, важно шевеля усами, скажут много умных вещей, вполне годящихся на несколько диссертаций.
Но – к сожалению для государства – избирателей, ждущих программ и готовых (и способных) в них разобраться, безнадежное меньшинство. Большинство же восприняло внеочередные выборы, как и все, что происходило и происходит в последние годы, в качестве шоу, развлекаловки, где нужно предварительно запастись большим кульком "ады-буды" (поп-корном, если быть политкорректным), и с первых рядов наблюдать за тем, как дерутся паны. То, что потом чубы, как водится, затрещат у зрителей, последним невдомек, они заняты интереснейшим делом – слушают, как паны честят друг друга на чем свет стоит и оценивают качество выплеснутых помоев.
Впрочем, недоумевать не стоит: предвыборная агитация проходит по классическому для независимой Армении сценарию – традиции нерушимы. За последние три десятка лет – на любых выборах – и не вспомнить ведь политическую силу, которая сподобилась бы представить избирателю серьезную, более или менее детально расписанную и аргументированную программу.
Такую, чтобы не просто декларативно перечислить, что именно эта партия собирается делать в случае прихода к власти, но и каким образом она намерена воплотить намеченное в жизнь, какие цели преследует, и вообще, зачем она, эта сила, сформировалась – ну, кроме того, разумеется, чтобы получить энное количество мест в народном хурале.
У нас ведь как повелось: партии, которые вообще снисходят до чего-то, что условно можно назвать "программой", обычно ограничиваются набором кратких лозунгов-кричалок, типа "Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!", не объясняя при этом, зачем вообще ударять по бездорожью, когда вопрос решается совершенно другими действиями.
Зато всей силой легких и всем цветистым богатством словарного запаса они обрушиваются на соперников, выставляя их "плохими-дальше-некуда", но, что удивительно, не рассказывая (или почти не рассказывая) о том, чем же они сами хороши, как майские розы, в сравнении с никуда не годными оппонентами.
Нынешняя агиткампания – прекрасная тому иллюстрация, особенно в исполнении действующей власти, построившей предвыборную риторику исключительно на поиске и назначении виновных за все собственные ошибки и неудачи. Да и не только за свои – в ход идет все, что может очернить конкурентов, вплоть чуть ли не до обвинений в убийстве Кеннеди.
Справедливости ради – оппоненты правящего "Гражданского договора" мало чем от него отличаются. Перепалки, на потеху зрителям, продолжаются и накала не сбавляют, низводя серьезный государственный процесс парламентских выборов (это в парламентской-то республике!) на уровень бродячего цирка раннего средневековья.
Не удержался и первый президент Левон Тер-Петросян, призывавший поначалу всех бывших оставить разногласия и выступить единым фронтом, но в конце недели не выдержал и поддался общему настроению побросаться друг в дружку снежками, объявив, для начала, двух основных соперников на выборах (Пашиняна и Кочаряна) "злом".
И закрадывается крамольная мысль, логически вытекающая из помойных рек: наверное, именно поэтому на решающие, без преувеличения, быть или не быть государству выборы, и зарегистрировалось небывалое количество участников. Потому что программ и профессиональных подходов ожидали единицы, люди не от мира сего, больше трех лет живущего в постоянно поддерживаемой атмосфере ненависти и взаимных оскорблений.
Эта кампания и не могла быть иной – она стала логическим продолжением минувшей трехлетки, насыщенной чем угодно, кроме конструктивного государственного строительства: популизмом, дилетантскими призывами, инициативами и решениями, бесконечным апеллированиям к "бывшим бякам", жалобами, обвинениями и просто тупой ненавистью. И если уж общему настроению поддались политические тяжеловесы, то ожидать от пары десятков более мелких политических сил иного было бы наивно.
И перечислять сейчас всех участников предвыборной возни в песочнице нет смысла. Во-первых, это длинно, а во-вторых, названия многих из страдальцев по мандатам мало что говорят даже политизированному донельзя армянскому избирателю.
И если верить не столько опросам (которые нередко бывают ангажированными), сколько экспертному мнению и собственной интуиции, данной нам в объективной реальности, то из всего сонма претендентов реально проходных сейчас два: действующая власть в лице "Гражданского договора" и блок "Айастан", возглавляемый вторым президентом Робертом Кочаряном.
Скорее всего, к ним добавятся блок "Честь имею" (Серж Саргсян и Артур Ванецян) и "Процветающая Армения" Гагика Царукяна.
Теоретически нельзя, конечно, исключать и пятой проходной силы (и шестой, упаси господи), но тут, если кто и прорвется в парламент, то на самой грани – набранные ими голоса, будут, что называется, впритык.
А это, на самом деле, теоретически может продолжить празднества до второго тура, ибо партии и блоки столкнутся с необходимостью создавать коалиции для формирования правительства, а это надо успеть провернуть за 6 дней. Тут ведь возможны любые сюрпризы и капризные подергивания ножкой - кто-то может заартачиться во время формирования кабинета министров, даже намеренно вставлять палки в колеса в расчете на определенные преференции.
Хотя, зная нравы отечественных политических сил, можно с достаточной долей уверенности предположить, что они попытаются обойтись без второго тура – мало кто захочет рисковать пусть даже считаными, но выстраданными в боях мандатами. А то, что мандаты – все, принципы – ничто, наши политики демонстрировали не раз, и нет никаких объективных причин полагать, что на сей раз вдруг случится иначе.
Однако в любых рассуждениях о предвыборных раскладах следует учитывать то немаловажное обстоятельство, что множество избирателей не верят ни одной политической силе, а то и просто слышать о выборах не хотят. И вот от того, сколько именно таких граждан, может зависеть немало, и гордые лидеры иных политических сил, пребывающие в полной уверенности, что уж кто-кто, а они без всяких коалиций въедут в парламент на белых конях, вдруг как-то неожиданно могут обнаружить себя если не посреди катастрофы, то в окружении больших проблем.
…А вообще, конечно, картина вырисовалась печальная. Нет программ – взвешенных и реальных, есть обещания, не основанные на доказательной базе, есть прокламации - нет детально расписанной последовательности профессионально обоснованных действий. Конечно, значительной части избирателей не под силу оценить строгие научные, экономические или финансовые обоснования того или иного тезиса, другая же просто не утруждает себя даже попыткой вникнуть в то, что ей обещают.
Но все же есть не вписывающиеся в общепринятое оригиналы, желающие понять, что реально кроется за громогласными обещаниями сделать то-то и то-то в такие-то сроки.
Остается верить в то светлое будущее, в котором политические партии станут принимать во внимание последних. Для этого качественно измениться должен сам избиратель, но это уже совсем другая история.