Без движений усов и игр бровями... Армения на пороге выборов?

© Sputnik / Asatur YesayantsРуки участников митинга в поддержку сюникцев (22 апреля 2021). Еревaн
Руки участников митинга в поддержку сюникцев (22 апреля 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 28.04.2021
Подписаться
Итак, о досрочных парламентских выборах в Армении объявлено официально, и даже премьер Пашинян ушел в отставку – понарошку ушел, отставка не взаправдашняя, но... Итак, краткий анализ ситуации. Не с изюминкой, а с перчинкой - от нашего колумниста.

Премьер остался врио, а политическим силам, особенно парламентским, строго-настрого приказано не играть бяками – даже не пытаться избрать другого главу кабмина.

Армянская оппозиция оказалась слабенькой, и поэтому ей не по силам действия, которые полагается исполнять оппозиции в классическом понимании этого явления. Она, правда, собралась с силами развернуть обсуждения на предмет конституционности ухода в отставку не до конца, как это сделал отечественный "народный" премьер.

Впрочем, речь сейчас не об этом. Состоятся выборы, или нет – вероятность 50/50, даром, что назначена дата, 20 июня: будучи хорошо осведомленным об обыкновениях премьера, ни в чем нельзя быть уверенным заранее. Сегодня Пашинян утверждает одно, завтра может сделать совершенно противоположное - дело это обычное – а посему о том, что выборы-таки состоялись, можно будет говорить только с первым бюллетенем, опущенным в урну избирателем, которому не спится рано утром в воскресный день. А до этого момента – бабушка надвое сказала то, что вилами по воде писано, и нам в любой момент могут на голубом глазу заявить, что ни о каких выборах и речи никогда не было, а мы просто неправильно поняли про отставку и 20 июня.

Наверное, именно растворенной в воздухе неопределенностью и объясняется необычное поведение политических сил в предвыборный период: кто-то еще даже не определился, будет ли вообще участвовать в выборах, другие ищут (или заявляют, что ищут, чтобы не приставали с расспросами) подходящий формат участия – нет обычного для такого политического сезона энтузиазма, раздувания щек, движений усов и игр бровями. Как-то вяленько все, лениво и без задора.

Премьер-министр Никол Пашинян во время митинга со своими сторонниками на площади Республики (1 марта 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 27.04.2021
Даже если Пашинян проиграет на выборах, добровольно он не уйдет – политолог

С другой стороны, отмечено небывалое количество случаев регистрации новых партий – с иголочки, как говорится. Даже Армения, где ко всему привыкли, все же немного опешила от такого кембрийского взрыва: создается впечатление, что политические партии открывают, как раньше ларьки у метро – все, у кого есть хотя бы минимальные для этого возможности. Ванецян, первый глава СНБ при Пашиняне – самая, пожалуй, крупная фигура из всех, а есть и люди, о которых до невозможности политизированная отечественная общественность и слыхом не слыхивала (или слыхивала совсем уж краем уха).

И вот сейчас получается, что политическая биосфера маленькой Армении переживает бурный прирост количества видов и подвидов, в ней обитающих: только в последний месяц-полтора официально объявлено о создании около 20 новых. Вот несколько любопытных примеров – социалистическая партия "Арев", зародившаяся в Котайкской области; "Единая Армения", основанная гендиректором Ереванского пищевого комбината "Арарат" Ервандом Тарвердяном; "Голос нации" - такая идея пришла к певцу Мгеру Месропяну; "Пятая бригада", которую возглавляет Назик Амирян, супруга бывшего председателя Союза добровольцев "Еркрапа", покойного генерала Манвела Григоряна.

Достаточно, пожалуй – хотя там еще и Ара Абрамян, глава Союза армян России, и опальный некогда, а теперь расцветший второй молодостью экс-министр обороны Карабаха Самвел Бабаян. Он говорит, что приглашен участвовать в выборах группой представителей интеллигенции – кем конкретно, Бабаян не называет. Потому, видимо, не называет, чтобы упомянутых представителей не беспокоили желанием познакомиться слишком многие – любопытно же.

Все эти партии создаются для того, чтобы попробовать получить определенные (разные) дивиденды либо от действующей власти, либо от считающих себя оппозицией – привлекать для них голоса, заниматься косвенной агитацией, да мало ли что еще входит в комплекс услуг такого рода. Партии-однодневки, которые будут активны, пока нужны политическим тяжеловесам, пока им есть, что предложить.

Оппозиция, парламентская и внепарламентская – настолько блистательно провалившая свою миссию быть оппозицией, что возникают обоснованные подозрения в том, что провал этот тщательно выверялся, - тоже собирается поучаствовать. Парламентская, даром, что совсем недавно прямо задыхалась от избытка собственной бескомпромиссности, мгновенно заявила о соблюдении предложенных Пашиняном правил игры – не избирать другого премьера – чего-то иного, впрочем, от двух "Армений", "Просвещенной" и "Процветающей", ожидать было трудно, тут ничего нового.

Из внепарламентской одни заявили об участии сразу, другие для порядка поворчали, но тоже пойдут – теоретические шансы на получение нескольких мандатов в Нацсобрании всегда были дороже принципов. Пока что только костяк республиканцев во главе с Сержем Саргсяном заявляет, что эти выборы легитимизируют правительство, проводящее их после подписания капитуляции, и подыгрывать ему не стоит.

Пресс-конференция второго президента Армении Роберта Кочаряна для российских журналистов (4 марта 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 23.04.2021
"Как только Пашинян уйдет в отставку, мы начнем": Кочарян о предстоящих выборах

В воздухе носятся самые разные варианты коалиций, некоторые еще недавно были бы восприняты, как фантастические, но сегодня, по причине фантастичности самой реальности, невероятными уже не кажутся. Но тут фишка в другом: астрономическое число участников предвыборной гонки неминуемо приведет к распылению голосов, что будет на руку только и только действующей власти, в руках которой сосредоточены административный и финансовый ресурсы, и множество рычагов не таких важных, но достаточных, чтобы, будучи задействованными скоординированно, склонить чашу весов в свою сторону.

То, что выборы, буде они состоятся, вряд ли пройдут очень уж честно и без нарушений – понятно. В конце концов, нынешняя власть перешла за три года столько "красных линий", что одной может быть и больше. Да и справедливости ради: фальсификации разного рода на выборах в Армении даже трудно назвать "красной линией", настолько это вошло в политическую традицию эпохи независимости.

Поэтому и трудно прогнозировать сколько-нибудь достоверно результаты: если брать за теоретическую основу кристально честные выборы, получится прогноз, кардинально противоположный тому, что будет в случае тотально сфальсифицированных. А если основываться не на крайностях, а на усредненном варианте, то тут все зависит от масштаба постороннего вмешательства в ход голосования и подсчета голосов.

В любом случае, реальных претендентов на победу на этом (расплывчато-неопределенном) этапе предвыборной кампании можно насчитать три лагеря: действующая власть, Роберт Кочарян и президент Армен Саркисян.

Последние двое вряд ли пойдут лично во главе политической силы, скорее – останутся как бы в тени тех сил, с которыми смогут договориться: ни Кочарян, ни Саркисян своих партий не создали, но предвыборные процессы уже идут. Кочарян, кстати, этого и не скрывает, зато таинственен Саркисян.

Однако целый ряд косвенных признаков свидетельствует о том, что президент примет в них неявное участие. Это подтверждают и материалы телеграм-канала "Четвертая республика" (его в армянских СМИ связывают с президентом), и "случайное" одновременное нахождение недавно в Сюнике президента и американского посла Трейси. Если верить ряду отечественных СМИ, Саркисян и Трейси встречались на нейтральном поле, а памятный "радушный" прием, оказанный там же и тогда же премьеру, сыграл им только на руку – о них и не вспоминали.

И, конечно, в любых прогнозах необходимо учитывать, что армянский избиратель в подавляющем своем большинстве голосует не за идеологию и программу, пусть даже самую распрекрасную и реалистичную, а за личность. В упомянутой троице – Пашинян, Кочарян, Саркисян – и кроется будущий победитель, вне зависимости от отношения к каждому из них отдельно взятого избирателя.

Вес и авторитет Гагика Царукяна, лидера "Процветающей Армении", конечно, высок, но он своим послушным конформизмом много потерял в глазах, пусть незначительной, но принципиальной части избирателей – когда мгновенно согласился на условия Пашиняна, хоть и яростно выступал против него ранее. Впрочем, о том, что мандаты дороже принципов, мы уже упоминали.

На этом список личностей, за которых армянский избиратель пойдет голосовать более или менее массово, пожалуй, исчерпывается.

Лента новостей
0