Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
"Маленький Маню" пролетел, как фанера над Парижем
О том, что наступит какой-то момент, и на политической карте мира конфигурации глобальных геополитических пластов начнут стремительно меняться, говорили еще во времена президентства Обамы. Однако подобного "трэша", который устроила администрация нынешнего американского президента Байдена, не предвидел, наверное, ни один из политических экспертов-аналитиков.
Резкий бросок всего своего военно-дипломатического потенциала в Индо-Тихоокеанский регион Соединенные Штаты готовили так, что о планируемых переменах не догадывались не только соперники и конкуренты, но даже ближайшие союзники-сателлиты с Ближнего Востока и Европы. США в стиле своего ЦРУ (то есть неожиданно) поставил всех перед свершившимся фактом. Отныне главной мишенью Госдепа является регион, где традиционно доминирует Китай.
На самом деле и в арабских странах, и в Израиле, и в европейских столицах еще не до конца очухались после побега американцев с афганского плацдарма, как их ожидал еще больший сюрприз, закодированный под название AUKUS. Военный союз трех англоязычных стран - США, Британии и Австралии - созданный буквально на днях, по идее, должен был вызвать у натовских союзников Вашингтона (да и у самого руководства Североатлантического Альянса) весьма неприятные ощущения.
Что-то наподобие зубной боли от посещения не очень квалифицированного стоматолога, который не совсем грамотно обезболил десну, но все равно полез бормашиной в рот к пациенту. Понятно - от мысли, какие долларовые потоки отныне будут утекать мимо гребущих рук руководства НАТО и стран ЕС, заболят не только зубы.
Франции в этом плане, конечно же, повезло меньше всех. "Маленький Маню" - именно так называют Макрона его соперники - очень рассчитывал, что договором с Австралией стоимостью в 56 миллиардов евро сумеет сильно подсластить избирателя накануне президентских выборов.
Именно на начало следующего года и придерживал французский президент этот договор о поставке австралийцам своих субмарин "Барракуда" на дизельных двигателях. Это была одна из его основных козырных карт, которую местная пресса уже давно называла "сделкой века". И тут такой облом, из которого, скорее всего, в апреле 2022 Макрон не выкарабкается, и престиж с имиджем, скорее всего, не сможет восстановить.
Рождественская сказка о "несильно обогащенном" уране
Вообще на плацдарме военно-промышленной (и весьма жесткой) конкуренции Францию "прокатывают" далеко не в первый раз. Еще не утихло горькое послевкусие от отказа Швейцарии закупать французские истребители "Рафаль" (предпочли американские F-35), как новую палку в колеса французского ВПК вставила, казалось бы, самая верная и надежная страна-союзник - США.
Правда, перехватывали австралийский заказ американцы не только (и не столько) из рыночных соображений и финансовой выгоды. Хотя австралийский заказ на двенадцать субмарин класса "Вирджиния" с ядерным реактором - это весьма лакомый кусок для любой военно-промышленной корпорации. Однако геополитическая составляющая, в любом случае, превалирует.
Соединенным Штатам действительно необходимо выставить дополнительно хоть что-то в регионе, где ожидается большая драчка с главным геополитическим конкурентом и соперником - Китаем. И в этом плане несколько дополнительных военных баз, на которых будут дислоцироваться якобы австралийские (а в реальности те же американские) ядерные субмарины "Вирджиния", могут сильно подсобить в деле сокращения аппетитов Китая в индо-тихоокеанском регионе.
А Франция со своими дизельными "Барракудами", заплывающими не так далеко, как подлодки с ядерным реактором, может и подождать. Такова логика мышления Госдепа, и трудно понять и определить, чего в ней больше - то ли геополитического прагматизма, то ли финансового эгоизма. А то и вовсе демонстративного наплевательского отношения на любые существующие нормы.
Ведь передача ядерных технологий неядерной стране - это действо, способное нарушить какой-никакой, но хоть как-то узаконенный и принятый международными нормами баланс сил. И даже утверждение Вашингтона и Лондона о том, что для австралийских субмарин будут разработаны реакторы, работающие на "не сильно обогащенном уране", и из этого невозможно изготовить ядерную бомбу, звучит совсем как рождественская сказка для самых маленьких.
Ведь у всех перед глазами сразу же встает пример Ирана, который до сих пор никак не выкарабкается из жесточайших американских санкций именно из-за ядерных технологий, которые пытались (и пытаются) разработать иранцы. Напрашивается элементарный вопрос - а так было можно? А если было можно, почему тогда США вышли из иранского "ядерного" соглашения?
Берлин в лице Парижа найдет благодарного слушателя
Ведь можно себе представить, сколько стран сейчас, узнав об австралийско-британско-американском соглашении AUKUS, начнут всеми способами, не мытьем так катаньем, добывать себе эти самые ядерные технологии. Даже КНДР, которую американцы в этом вопросе представляют мировому сообществу в качестве "отщепенца ядерного баланса", резко критикует деятельность американской дипломатии в регионе.
"Это крайне нежелательный и опасный акт, который нарушит стратегический баланс в Азиатско-Тихоокеанском регионе и положит начало гонке ядерных вооружений. Американцы подрывают сложившийся международный порядок, угрожая миру и стабильности" - это заявление неназванного источника МИД КНДР. Можно представить, как реагируют (и еще отреагируют) в китайском внешнеполитическом ведомстве.
Что же касается Евросоюза, то сейчас европейским столицам, да и самому Брюсселю не позавидуешь. На протяжении короткого времени дипломатия Соединенных Штатов продемонстрировала своему главному союзнику, что отныне не стоит надеяться на патрона из-за океана. Паническое бегство из Афганистана наглядно, показало, что ни одна из американских гарантий не работает, когда Вашингтон меняет глобальный внешнеполитический курс.
И даже опасность возникновения беженской волны из этой страны (конечно - же в сторону Европы) американцев не остановила. Бросив на произвол судьбы целый регион и несколько миллионов человек (говорят о 4-5 миллионах), американские солдаты ушли утверждать превосходство своей страны в другие края.
Волнение европейцев понятно, равно как и то, что к ним приходит понимание - отныне эта часть планеты для заокеанского союзника не так актуальна, как раньше. То есть инструмент, позволяющий держать в крепкой спайке европейцев в рамках НАТО для защиты от "российской угрозы", отныне Вашингтону не нужен. Главнее "угроза китайская", на борьбу с которой брошены все силы и финансовые средства.
Германия, например, вспомнила об идее создания европейской армии. "Это не означает, что мы должны отделиться от американцев. Но могут возникнуть такие ситуации, при которых у нас будут другие интересы, в том числе внутри НАТО. Тогда мы должны быть более дееспособными при помощи собственных сил",- сказала министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Можно не сомневаться, что как минимум на Елисейских полях немцы обретут благодарного слушателя…