Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
ЕАЭС и "Один пояс, один путь" будут дополнять друг друга
Не исключено, что совместное заявление, которое подписали в Пекине президенты России и Китая Путин и Цзиньпин, может стать началом создания многополярного мира и концом гегемонии США. Об этом в последние дни говорят и в экспертном сообществе, и практически на всех масс-медийных площадках мира.
Процессы, которые может спровоцировать на геополитической арене подобное совместное заявление руководителей двух сверхдержав, касаются всей Евразии, включая и регион Южного Кавказа, и непосредственно Армению.
Да хотя бы потому, что в заявлении говорится о необходимости активизировать совместные работы по "сопряжению планов" по развитию ЕАЭС и инициативы "Один пояс, один путь". А это значит, что в поле зрения сверхдержав уже находятся и регион, и полноценный член ЕАЭС Армения.
Между нами говоря, подобное соглашение меду Москвой и Пекином - о взаимосвязи глобального проекта ЕАЭС с не менее глобальной инициативой Китая "Один пояс, один путь" - сторонами было подписано еще в 2015 году.
Об этом и говорил с корреспондентом Sputnik Армения директор Совета политических и стратегических исследований “Китай-Евразия” Мгер Саакян. "Уже тогда стороны подписали документ, в основе которого заложена идея взаимосвязи и совместного развития между этими двумя понятиями".
Геополитический гамбит Москвы и Пекина
Дело в том, что когда только начинали действовать эти два глобальных геополитических проекта - ЕАЭС и "Один пояс, один путь", в западном экспертном сообществе почему-то укоренилась весьма интересная мысль. Была уверенность в том, что в Центральной Азии интересы этих двух гигантов - России и Китая - обязательно столкнутся.
Предсказывались серьезные разногласия и противостояние интересов, чего не произошло в первую очередь потому, что у обеих стран - и у России, и у Китая - были серьезные разногласия с так называемым объединенным Западом. И тогда две сверхдержавы решили идти не по пути противостояния, а наоборот.
Причем и тогда для Москвы и Пекина было два варианта развития событий. Либо помогают, совмещают эти два проекта, либо же идут каждый своим путем, хотя бы не мешая друг другу.
Затем уже в 2018 году, сторонами было подписано еще одно торговое соглашение между ЕАЭС и Китаем. Этот соглашение имело двойственное значение, утверждает Саакян. Кроме совместного торгового сотрудничества, стороны имели в виду еще и политическую составляющую подписанного документа.
Если Китай подписывает торговое соглашение с ЕАЭС, то это означает, что такая сверхдержава признает Евразийский экономический Союз. В свою очередь то обстоятельство, что страны-члены ЕАЭС подписывают соглашение с Китаем, свидетельствует о том, что они признают китайский "Один пояс, один путь".
Путин: "Нам воевать с НАТО? Кто-нибудь подумал?"
Теперь насчет последнего, подписанного на днях в Пекине соглашения. Следует обратить особое внимание вот на совместный (отрицательный) подход сторон к процессу продвижения Североатлантического Альянса (НАТО) на восток.
Об этом начиная с декабря, когда Россия высказала свои соображения касательно гарантий общеевропейской безопасности, на глобальных политических подмостках говорилось очень много. И вот сейчас Китай высказал свою позицию.
Следует понимать важность подобного совместного заявления, хотя бы потому, что, оказывается, на украинском плацдарме Россия действует не одна, а в паре с другой сверхдержавой. Ведь сама суть конфликта и состоит в том, что Москва не без оснований считает - вхождение Украины в НАТО создает опасность для российской стороны.
Ведь вовлекают в рамки Североатлантического Альянса страну, которая отнюдь не скрывает своих территориальных претензий по отношении к России. Более того, на всех уровнях украинская власть говорит о своем намерении решить эти разногласия вооруженным путем.
Как на днях сказал Путин: "Представим, что Украина - страна НАТО и начинает эти военные операции. Нам что, воевать с блоком НАТО? Хоть кто-нибудь об этом хоть что-нибудь подумал? Похоже, что нет…"
Альянсы продвигаются не только на Восток, но и на Запад
Ну, а что касается основной геополитической составляющей подписанного в Пекине соглашения, в более глобальном смысле, утверждает Саакян, то следует понимать одно. Второй силовой полюс (восточный) в противовес США уже создан.
Причем все началось еще в 2014 году, когда объединенный Запад сознательно пошел на создание на Украине взрывоопасного пояса нестабильности. Именно тогда Россия официально заявила, что оборачивается лицом на Восток, где главным игроком является Китай.
И сейчас продвижение НАТО на восток точно так же угрожает Китаю, как и России. Те же западные страны в составе НАТО, двигаясь отсюда на запад, с той же стороны, с Тихого океана, двигаются на Восток. Создание AUKUS-а тому ярчайшее свидетельство. А ведь там не только Соединенные Штаты, но и Великобритания.
Да и вообще, в борьбе с Китаем те же Вашингтон с Лондоном заигрались настолько, что передают Австралии атомные субмарины, способные нести ядерный заряд. А ведь существует международное соглашение о нераспространении ядерного оружия, упоминает Саакян. И как ко всему этому должен отнестись Китай?
Кстати, в соглашении, подписанном в Пекине Путиным и Цзиньпином, отдельным пунктом обозначен именно этот ново-созданный военный Альянс (AUKUS). Да и весь индо-тихоокеанский регион, в котором объединенный Запад собирается бороться с Китаем, в этом соглашении тоже упомянут.