ЕРЕВАН, 18 мар - Sputnik. Правозащитники Лариса Алавердян и Сирануш Саакян считают, как минимум, странным, что действующие власти вспомнили положение о перемещенных лицах в трехстороннем заявлении от 9 ноября лишь спустя три года после войны.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании правительства 16 марта заявил, что поручил МИД начать переговоры с ООН о возвращении армян в Гадрут и Шуши. При этом он напомнил положение трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, в котором говорится, что внутренне перемещенные лица и беженцы должны вернуться на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
"Не вижу логики. Многие вопросы по трехстороннему заявлению, которые замалчивались в течение двух лет, сегодня внезапно актуализируются, звучат какие–то обещания относительно того, что и как должно быть сделано. Думаю, это очередное популистское и ситуативное заявление, лишь бы как–то успокоить доверчивую публику, чтобы она не выражала недовольства", – сказала в беседе со Sputnik Армения руководитель общественной организации "Против правового произвола" Лариса Алавердян.
Она считает неправильным, когда об этом говорится уже на начальном этапе – когда министру иностранных дел дано предварительное распоряжение. Это, по словам Алавердян, не очень разумная позиция, что и доказывает, что реальная цель подобного заявления – успокоить внутреннюю аудиторию.
Тем не менее, если власти действительно намерены поднять вопрос на уровне ООН, Алавердян уверена, что там имеется внушительный правовой инструментарий, которым Армения сможет воспользоваться.
"Есть мощная база данных, международные конвенции и прецеденты, которые в той или иной форме рассматривались в Международном уголовном суде", - сказала она.
Со своей стороны правозащитник Сирануш Саакян в беседе со Sputnik Армения отметила, что когда речь идет о возвращении вынужденных переселенцев, нужно помнить, что на данный момент в Нагорном Карабахе остаются нерешенными вопросы безопасности, и нет никаких разъяснений, на каком основании власти выступают с подобной инициативой.
"Есть объективная невозможность возвращения беженцев или перемещенных лиц. Кроме того, Нагорный Карабах находится в блокаде, а ООН и другие влиятельные органы пока не приняли действенных решений для деблокирования Лачинского коридора и восстановления связи с внешним миром", – сказала Саакян.
Соответственно, по ее мнению, эту инициативу нельзя назвать ни уместной, ни своевременной, и положительных подвижек ожидать не нужно.
"Существование армян под азербайджанским контролем невозможно, и пока не внедрены механизмы безопасности, на практике это неосуществимо", - подчеркнула Саакян.
Кстати на заседании кабмина Пашинян также отметил, что в правительство обращаются армяне Баку, Ширвана, Сумгаита, Кировабада, Ханлара, Шамхора, Нахичевани и других районов Азербайджана, подвергшихся этническим чисткам. "Они жалуются, что мы не поднимаем вопрос их возвращения в свои дома в сопровождении миротворцев. Пункт 7 заявления касается только Карабаха и непосредственно прилегающих к нему районов, но это не мешает армянам из указанных регионов самоорганизоваться и представить свои имущественные права в международных инстанциях”, - заявил премьер.
Оба правозащитника в беседе со Sputnik Армения напомнили, что уже есть международный прецедент по подобным делам. Речь об исках "Саркисян против Азербайджана" и "Чирагов и другие против Армении", судебные вердикты по которым были вынесены ЕСПЧ в декабре 2017 года, однако никаких позитивных подвижек нет и по сей день, поскольку Азербайджан не намерен учитывать мнение международных структур.
"На эти вопросы должны быть озвучены ответы, почему эта проблема все еще остается в подвешенном состоянии даже в рамках структур, обладающих достаточно жесткими полномочиями, и насколько эффективным окажется вовлечение структур ООН, занимающихся вопросами беженцев", – сказала Саакян.
Алавердян, в свою очередь, считает, что эта инициатива не может считаться запоздалой, поскольку право на возвращение не имеет срока давности.
"Конечно, никогда не поздно обратиться. Другое дело, что и в Турции, и в Азербайджане действуют законы о запрете на возврат имущества, что противоречит международному праву", - отметила она.
По словам правозащитницы, если есть желание поднять вопрос возвращения имущества в международных структурах, оно должно быть осуществлено обоснованно и грамотно.