У Армении нет полномочий для признания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана: Саркисян

Провозглашая независимость, Нагорный Карабах не нарушил территориальную целостность Азербайджана, поскольку провозгласил суверенитет территории, границ и народа, которые существовали еще до распада СССР, отмечает политик.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 19 апр – Sputnik. Ни премьер-министр Никол Пашинян, ни парламент Армении не обладают полномочиями для признания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения высказал депутат Национального Собрания третьего созыва, лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян.

"Признание территориальной целостности Азербайджана без оговорки, что это не подразумевает Нагорный Карабах, фактически означает признание НК в составе Азербайджана. Действующие власти Армении не имеют права признавать Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Это право обрел народ Нагорного Карабаха. Власти манипулируют понятиями население и народ, забывая о том, что там, на своей родной земле, проживает часть армянской нации. И эта часть армянской нации (кстати, граждане Армении) обречена на геноцид", - заявил Саркисян.

По его словам, даже если действующие власти заключат мир в границах 29,8 тыс кв. км - это не станет долговременной правовой основой, потому что любая последующая власть обязательно денонсирует такой договор.
"В советские времена Нагорный Карабах назывался НКАО – Нагорно-Карабахская автономная область. Автономная – повторяю для неграмотных. С отдельной территорией и обособленными границами. Со своим народонаселением и властью. В свое время она насильственно была присоединена к Азербайджану. Даже при том, что Нагорный Карабах передали им, азербайджанцы выделили его в автономную область", - заметил лидер Демпартии.
Он также напомнил, что 3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". В том числе, право провозгласить независимость получили автономные административные образования, в которых компактно проживали представители разных национальностей. Они имели право выйти из состава той республики, которая выходила из состава СССР.
По словам Саркисяна, 30 августа 1990 года Азербайджан провозгласил независимость и объявил себя правопреемником демократического Азербайджана 1918-20 гг., в составе которого не было Нагорного Карабаха. Тем самым создались условия для выхода Нагорно-Карабахской автономной области из состава переставшей существовать Азербайджанской ССР.
"Независимо от того, признали это другие страны или нет, и какие действия совершали власти Армении, Нагорный Карабах законным путем провозгласил создание НКР", - подчеркнул Саркисян.
Комментируя активно муссируемую армянскими властями тему признания территориальной целостности в Алма-Атинской декларации о создании СНГ, собеседник Sputnik Армения указал на тот факт, что НКР на момент создания Содружества Независимых государств обладала тем же статусом, что и Азербайджан. Кроме того, в Алма-атинской декларации не указано каких-то границ и нет упоминаний, что присоединившийся к СНГ Азербайджан вышел из состава СССР вместе с Нагорным Карабахом.
"Тему Алма-Атинской декларации подняли власти Армении. До сих пор о ней не говорилось в контексте территориальной целостности Армении и Азербайджана. В ней изложены лишь принципы объединения", - сказал он.
По мнению Саркисяна, пытаясь убедить обывателя в правоте своих слов, правящая в Армении сила искажает исторические факты. К примеру, говорится о том, что якобы никто и не пытался представить нынешним властям, как развивались события в реальности и каковы правовые аспекты карабахского вопроса.
"В 2018 году оргкомитет в защиту Нагорного Карабаха направил новоизбранному премьер-министру Армении письменное предложение представить все детали, поскольку у нас есть весь правовой пакет по данной теме. Однако Никол Пашинян не принял нашего предложения. Год спустя мы предприняли еще одну попытку представить, какой может быть позиция Армении на переговорах, однако он также отказался от встречи с нами. Мы даже отправили ему весь пакет документов. Мы сделали всё возможное для проработки общей концепции армянской доктрины по карабахскому вопросу", - сообщил Саркисян.
Готов был разделить с Пашиняном ответственность на переговорах по Карабаху – Осканян
Провозглашая независимость, Нагорный Карабах не нарушил территориальную целостность Азербайджана, поскольку провозгласил суверенитет территории, границ и народа, которые существовали еще до распада СССР, говорит он. Народ Нагорного Карабаха безукоризненно провел процедуру самоопределения. Фактически, НКР стала независимой республикой, власти которой действовали от имени своего народа, отмечает Саркисян.

"За 30 лет Азербайджан не смог подчинить Нагорный Карабах своей воле. Была и есть Нагорно-Карабахская Республика, и она не собирается входить в состав Азербайджана - вот в чем вопрос. То есть, именно так и проявляется право наций на самоопределение", - заключил политик.

Он считает, что Республика Армения, Национальное Собрание должны внятно обозначить свою позицию в отношении карабахского вопроса. Карабахский народ принял решение о независимости еще 35 лет назад и информацию об этом надо корректно донести до международных структур. При этом он сетует, что такой концепции нет, и не ведется никаких работ в этом направлении.
Алма-Атинская декларация в контексте переговоров между Ереваном и Баку впервые была указана в Пражском заявлении от 6 октября 2022 года, принятом лидерами Армении и Азербайджана при посредничестве президента Франции и главы Европейского совета. Затем она упоминалась в Сочинском заявлении лидеров Армении, России и Азербайджана от 31 октября 2022 года.