ЕСПЧ впервые вынес решение по делу о домашнем насилии против Армении
Суд обязал Армению выплатить подвергающейся насилию на протяжении долгих лет женщине 26 тысяч евро компенсации.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен38-летняя Асмик Хачатрян из Гегаркуникской области, которая пережила 9 лет побоев и истязаний, а затем почти десятилетие боролась за справедливость, добилась победы в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
На днях стало известно, что по делу "Асмик Хачатрян против Армении" (также известному как "дело невестки гадалки Варсик" — прим. авт.) суд обязал правительство выплатить женщине 26 тысяч евро компенсации, из которых 24 тысячи — за причинённый нематериальный ущерб, а 2 тысячи — за судебные издержки. Это не только первый случай, когда Евросуд выносит решение по делу о домашнем насилии в Армении, но и вообще первое армянское дело, дошедшее до этого суда.
"Пусть никогда больше ни одной женщине не придётся доводить дело о насилии и пытках до Европейского суда. Пусть таких дел не будет вообще", — сказала она в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
По сути, решением ЕСПЧ зафиксировано, что государство и, в частности, судебная система не предприняли должных усилий или проявили бездействие в вопросе защиты женщины от семейного насилия.
Как это было
Агентство Sputnik Армения еще несколько лет назад
освещало историю Асмик, подробно рассказывая о том аде, через который она прошла, прежде чем сбежать и спастись.
История началась более 20 лет назад, когда 17-летнюю Асмик сосватали. Семья жениха, точнее его мать, была гадалкой, известной на всю республику. Когда-то к гадалке Варсик выстраивались очереди, среди её клиентов были политики, высокопоставленные чиновники, члены их семей и другие влиятельные персоны.
Муж подвергал Асмик насилию с первых же дней брака - сначала психологическому, затем и физическому. Она оказалась изолированной от друзей и родственников. Почти 9 лет муж ее жестоко избивал, пытал и унижал. Всё это происходило на глазах у родственников мужа, включая свекровь — ту самую гадалку Варсик. Асмик вспоминает, что иногда свекровь пыталась осадить сына, но в итоге виноватой всегда оказывалась сама невестка.
Насилие не прекращалось и в периоды двух беременностей. Муж не стеснялся избивать Асмик даже в присутствии детей.
"Началось с оплеух, потом начал бить руками, ногами, а затем уже бил чем попало. Однажды он разбил мне голову палкой. От удара у меня образовалась гематома на мозжечке. Голова, спина — всё было в ранах. Однажды он затушил сигарету прямо у меня на руке…".
Почему она не разводилась, почему терпела? Куда смотрели её родители? Почему родила двоих детей от такого мужа? Предвосхищая эти и прочие вопросы читателей, ответим: Асмик боялась за свою жизнь, за жизнь родителей, боялась, что у неё заберут детей… Страхов было много, и они были обоснованными. Во время совместной жизни Асмик видела, как родственники гадалки Варсик безнаказанно нарушали законы.
Однажды муж вывез их несовершеннолетнюю дочь за границу без её согласия, хотя для этого требуется нотариально заверенное разрешение обоих родителей.
"Они могли всё, у них везде были связи. Он всегда угрожал мне, говорил - убью тебя, родителей твоих убью, сожгу ваш дом… И я понимала, что он это сделает", - говорит женщина.
После очередного жестокого избиения Асмик ночью сбежала из дома. К родителям она идти не могла, её бы там нашли и вернули в ненавистный дом, поэтому всю ночь провела на пустыре.
"Мне было очень сложно уйти. Самым трудным было оставить детей— была ночь, они спали. Но я поняла, что если ещё раз меня так изобьют, я погибну", — признается Асмик.
Наутро она связалась с семьёй, и, поскольку у нее были тяжелые травмы, её срочно перевезли в Ереван - в больницу. Уже оттуда было подано заявление в полицию.
Как государство не защитило Асмик
Как утверждает Асмик, у гадалки Варсик повсюду были связи и влиятельные клиенты. После подачи заявления Асмик позвонили из полиции, уговаривая вернуться в Гавар.
"Сказали: "Асмик джан, не бойся. Возвращайся в Гавар, мы поговорили с ним, он успокоился, образумился".
Женщина, конечно же, не вернулась. После выписки из больницы она некоторое время жила у родственников в Ереване, которые также пытались убедить ее вернуться домой. Муж знал, где она находится, звонил и запугивал её. И так как оставаться там было небезопасно, Асмик обратилась в Центр поддержки женщин и переехала в безопасное жилище, которое они предложили.
"Из всех инстанций звонили в центр поддержки, говорили, что меня надо вернуть, что они не имеют права меня удерживать, что никто меня не бил", — рассказывает наша собеседница.
Насилие не прекратилось, даже когда против мужа было возбуждено уголовное дело. Он угрожал свести с ней счеты прямо в здании полиции, оскорблял её во время судебных заседаний и очных ставок.
Даже когда суд решил, что дети должны жить с матерью, муж оставил сына у себя. Три года ребенок оставался у отца-насильника. Дочь он отдал сразу, так как она нуждалась в особом уходе из-за врождённых проблем со слухом (так как во время беременности Асмик заболела краснухой, а семья мужа не позволяла ей обратиться за медицинской помощью).
Женщина вспоминает случай, когда муж встретил её у школы, угрожал, пытался заставить забрать жалобу, пытался силой затолкать её в машину и ударил.
"Я убежала, спряталась в школе, позвонила в полицию, и знаете – что я услышала? "Ну вот, опять вы со своими жалобами!", — сказала Асмик.
В итоге суд в Ереване все же приговорил мужа Асмик, но всего к 1,5 годам лишения свободы, да и те он не отбыл в заключении. Его освободили по амнистии прямо из зала суда (в настоящее время он сидит в тюрьме по другому делу - за вооруженное нападение).
"Сначала я очень переживала, сталкиваясь каждый раз с несправедливостью, думала – и чего я в это ввязалась? Но эта борьба многое мне дала, сделала меня сильнее", — говорит Асмик.
В 2015 году
ее адвокаты подали иск в ЕСПЧ против Армении. Почти 10 лет спустя, 12 декабря 2024 года, суд признал нарушение статьи 3 Европейской конвенции о правах человека: "Никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению".
Ранее мы сообщали, что за полгода в Армении рассмотрели
в 1,5 раза больше дел по семейному насилию, чем в 2023 году.