Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Армянская пресса несколько лет назад была наводнена публикациями, посвященными шокирующей истории Асмик Хачатрян, которая на протяжении многих лет подвергалась домашнему насилию. Сегодня жизнь Асмик изменилась до неузнаваемости. Она не только преодолела тяжелейшее испытание, но и нашла в себе силы помогать другим женщинам, которые оказались в похожей ситуации.
"Никто так не поймет проживающую в приюте женщину, как другая женщина, прошедшая через все это", - говорит Асмик, рассказывая о своей работе в Центре содействия женщинам.
Она признается, что первый год работы в Центре был самым трудным. Каждый раз, выслушивая очередную историю женщины, обратившейся за помощью в приют, она словно заново переживала свою собственную боль, и думала, а нужно ли ей заниматься этой проблемой, не становится ли ей от этого только хуже.
Но сегодня Асмик уже уверена, что эта работа важнее, чем ее небольшой бизнес (Асмик на заказ печет пахлаву и гату), поскольку она помогает другим, своим примером показывает пострадавшим женщинам, что, хоть и с трудом, но она преодолела весь этот ужас, значит, и они смогут.
"Это был долгий процесс, который потребовал времени, усилий, труда и энергии", - говорит Асмик, рассказывая о том, как ей удалось вернуться к нормальной жизни, начать все с нуля.
История, которая любого человека может привести просто в ужас, началась почти 15 лет назад, когда к ней, тогда еще 17-летней девушке, пришли свататься. "Жених" по имени Саркис и Асмик прежде никогда не общались, даже не здоровались, лишь знали, что односельчане. Семья Саркиса жила в достатке, о ней в деревне все знали.
До него и другие парни приходили свататься, но отец Асмик всем отказывал, говоря, что его дочь еще слишком мала, однако предложение семьи Саркиса почему-то не отверг, да и сама Асмик была не против. Примерно через полгода они поженились.
Еще до женитьбы Саркис иногда вел себя как ревнивец, но сразу же после женитьбы перестал сдерживать себя, и его ревность обрела какой-то болезненный характер. Молодой женщине запрещено было здороваться с соседями-мужчинами или бывшими одноклассниками, нельзя было ездить к родственникам даже на машинах двоюродных братьев. В скором времени муж ограничил ее общение с семьей.
Телефон Асмик был разбит вдребезги, и у нее не было возможности с кем-то поговорить. Дальше – больше: она не имела права одна выходить из дома или принимать гостей (даже родителей). Конфликты, ругань, оскорбления в ее адрес стали привычными в доме явлениями, а потом добавились еще и побои. Муж избивал Асмик по любому поводу, даже когда она уже ждала ребенка.
Хотя во время побоев родители Саркиса предпринимали робкие попытки обуздать и остановить сына, однако потом обвиняли саму Асмик, считая, что это она довела их сына до такого состояния.
Саркис тушил сигарету об ее руку, не раз ломал ей нос, избивал руками и ногами, различными предметами бил ее по голове, во время очередных побоев у Асмик лопнула барабанная перепонка.
Женщина вспоминает, что иногда, после очередной сцены ревности Саркис водил ее по магазинам и покупал красивые подарки. А однажды, якобы заботясь о внешности Асмик, предложил ей сделать ринопластику, но после операции периодически разбивал ей нос кулаком.
Во время первой беременности Асмик заболела краснухой, но ее даже не отвели к врачу. В результате дочь Варсик родилась с нарушением слуха. Еще через три года появился на свет сын.
Из-за постоянных побоев и тяжелой домашней работы Асмик весила тогда всего 35 килограммов. Саркис часто не ночевал дома, пил, бил жену, потом стал жить с другой женщиной в Ереване. Наведывался домой раз в несколько месяцев, избивал жену и снова уезжал.
Однажды ночью, после очередного избиения, Асмик сбежала из дома, всю ночь пряталась в каком-то безлюдном месте, а утром пришла к родителям за помощью. Они привезли окровавленную дочь в Ереван, обратились в больницу, оттуда врачи позвонили в полицию, и молодую женщину перевезли в женский приют.
Асмик, которая подвергалась пыткам и унижениям почти 9 лет, нашла в себе силы не только уйти от мужа-тирана и его семьи, но и обратиться в суд для получения опеки над детьми и привлечения бывшего мужа к ответственности. Борьба была непростой, Асмик вступила в борьбу с сыном самой Варсик (известная в республике гадалка), у которой были влиятельные клиенты.
Случай семейного насилия: мужчину обвинили в жестоком избиении жены>>
В 2014 году суд общей юрисдикции Гегаркуникской области Армении приговорил Саркиса всего к полутора годам лишения свободы, а затем освободил его по амнистии. Асмик обратилась в Апелляционный суд, затем – в Кассационный, но тщетно: ее бывший муж так и остался на свободе.
По словам Асмик, через несколько месяцев Саркис избил своих родителей, и его за это посадили на несколько месяцев в тюрьму. Затем он снова женился, но и вторую жену жестоко избивал, поэтому вновь попал за решетку на несколько месяцев.
Хотя женщине предоставили опеку над обоими детьми, однако вернуть сына оказалось не так просто. Три года ребенок оставался у Саркиса и его родителей, и только потом переехал к ней.
"Поначалу сын был очень агрессивный, набрасывался на сестру, бил ее, бывало, я смотрела на своего мальчика и думала, что передо мной стоит его отец. Благодаря терпению, любви и труду мне удалось вернуть, изменить моего сына", - говорит Асмик.
Как обстоят дела с семейным насилием в Армении - полиция отчиталась>>
По ее мнению, полиция должна изменить свое отношение к случаям семейного насилия. Она вспоминает инцидент, когда муж набросился на нее во дворе сельской школы, оскорбил, дал пощечину, а она убежала, скрылась в здании школы и первым делом позвонила в полицию.
"Начинается…" – это первое, что я услышала на том конце провода, когда рассказала о случившемся. После этого я прождала целый час, пока полицейские прибыли. Приехали, выслушали и сказали, что одна пощечина не является уголовно наказуемым деянием", - вспоминает Асмик.
Ни пощечине, ни побоям, ни насилию, ни унижению нет оправдания – в этом Асмик уверена на сто процентов. Ни одна женщина не должна терпеть такое отношение, ведь каждый человек имеет право на достойную жизнь.
Отметим, что в Следственном комитете Армении в 2017 году было рассмотрено 458 случаев домашнего насилия, а в 2018 году – уже 519 случаев.
За период с 01.01.2018 до 29.01.2019 в полиции было зарегистрировано 730 случаев домашнего насилия. Эти данные предоставил Центр содействия женщинам, куда в 2016 году поступили обращения по 165, в 2017 – по 307, а в 2018 – по 358 случаям семейного насилия.
Отметим, что временный поверенный в делах делегации ЕС Дирк Лоренц в 2015 году вручил Асмик премию "Храбрая женщина", а в 2016 году ООН признал ее "Лучше женщиной-предпринимателем". Сейчас Асмик обучается компьютерному программированию в Гаварском государственном университете.