Разобраться в причинах действенности кремлевской пропаганды пытались участники международного коллоквиума в Берлине. Мнения американских, немецких и российских экспертов, которые выслушал корреспондент DW, публикует inoСМИ.
«Воспроизводство образов врага, оруэлловская смесь лжи и правды — все это направлено, в первую очередь, на саму Россию, предназначено для внутреннего потребления, но не только, — говорит Ральф Фюкс (Ralf Füchs). — Российская правящая элита рассматривает себя в роли альтернативного политического проекта либеральной демократии европейского образца». Такое противостояние, по его прогнозу, будет долгим, и Европе ничего другого не остается, как принять вызов.
Ральф Фюкс — глава близкого к партии «зеленых» немецкого фонда имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung), где при содействии вашингтонского Атлантического совета (Atlantic Council) и Европейского совета по международным отношениям (ECFR) в четверг, 25 июня, прошел международный коллоквиум на тему «Российская дезинформация в XXI веке».
Пропаганда высокого класса
Директор Атлантического совета Джон Хербст, признавая успехи, говорил о высоком уровне и изощренных методах российской пропаганды.
Кремлевская дезинформационная кампания, по его словам, ошеломляет своей технической и финансовой оснащенностью, а также точной направленностью на самые различные целевые группы, в том числе, очень малочисленные.
«Польские меньшинства в некоторых странах Балтии, — привел он пример, — получают из Москвы ориентированные именно на них послания, тематизирующие их традиционно непростые отношения с национальным большинством в этих государствах».
Посол США в Германии Джон Эмерсон указал на другой аспект — попытку Кремля контролировать социальные сети, когда его тролли заваливают злобными комментариями любые мало-мальски критические высказывания в адрес политики российского руководства. Эксперт по странам Восточной Европы фракции «Союз 90»/«зеленые» в бундестаге Марилуизе Бек (Marieluise Beck) столкнулась с этой практикой на собственном опыте.
До тех пор, пока в Германии не разобрались, что к чему, и не узнали, что такое тролль, рассказала она, «мои сотрудники каждое утро пугались, когда видели на мои посты в фейсбуке по 300 возмущенных комментариев от, якобы, 300 возмущенных жителей Германии».
Кремлевская пропаганда в Германии
Тот факт, что кремлевские тролли особенно активно реагируют на выступления немецких политиков и публикации в немецких СМИ, не случаен. Цель Москвы, убежден американский журналист Джеймс Кирчик, нейтрализовать Германию и вбить клин в трансатлантическую солидарность страны с США.
По словам Марилуизе Бек, в Москве понимают, что Германия играет не только главную скрипку в Европейском Союзе, но и является его слабым звеном, уязвима для пропаганды «из-за наших вечных исканий, сомнений в себе, метаний между Востоком и Западом».
Плюс — чувство исторической вины немцев за преступления нацистов в годы Второй мировой войны, которое почему-то проецируется только на россиян. А ведь в процентном отношении к общей численности населения украинцев погибло в годы той войны больше, подчеркнул Джон Хербст, а еще больше — белорусов.
Пока, однако, усилия российских пропагандистов на немецком направлении остались по большей части безуспешными, констатировала на коллоквиуме Джемма Пёрцген (Gemma Pörzgen) — журналист и соосновательница правозащитной организации «Репортеры без границ». Телеканал Russia Today (RT) на немецком языке с его получасовой программой в интернете имеет в «Фейсбуке» 93 тысячи «друзей» и всего 6400 подписчиков в «Твиттере».
У версии RT на английском языке — для сравнения — «друзей» 2,8 миллиона и миллион подписчиков в «Твиттере», отметила Пёрцген. Скромная аудитория и у радиостанции «Голос России» на немецком, открывшей в январе 2013 года свой офис в Берлине — рядом с Бранденбургскими воротами напротив американского посольства.
Подтверждая вывод Джеммы Пёрцген, обозреватель газеты Tagesspiegel Кристоф фон Маршалл (Christoph von Marschall) указал на опросы общественного мнения в Германии, по результатам которых симпатии немцев к Путину и к его политике внутри страны и в отношении Украины не растут, а, наоборот, идут на спад.
«Комплекс отвергнутого любовника»
Но почему столь действенна кремлевская пропаганда в самой России? Почему ей верят даже те, кто не только черпает фильтрованную информацию, которую им преподносят федеральные каналы, но и пользуется альтернативными источниками, например, в интернете?
Как отметил заместитель главного редактора «Новой газеты» Андрей Липский, «это не просто пассивное и не очень креативное путинское большинство, но, к сожалению, и круги, казалось бы, думающих людей». Причина, с его точки зрения, в том, что правящая элита «использует самые темные, самые опасные стороны национального сознания и играет на них».
Липский назвал российское общество крайне атомизированным, самым несолидарным в Европе. «Оно реагирует только на один объединяющий импульс — наличие врага, — пояснил он. — И тогда вдруг появляется масса ренегатов демократии, людей, еще вчера говоривших о базовых демократических ценностях, но изменивших свои ориентиры в условиях созданной властью атмосферы осажденной крепости».
Российская пропаганда апеллирует не к разуму и здравому смыслу, указывает Липский, а к мифам, чувствам, к подсознательному. «Причем, это не только использование нейролингвистического программирования в работе телевидения, — пояснил он, — но и обращение к глубинным болезням российского общества, которые накопились за последнее время и теперь под воздействием пропаганды выходят наружу».
К числу таких болевых точек российского общества, в которые очень точно попала пропаганда, Липский отнес распространенную в стране обиду на то, что «Запад нас, дескать, не принял, что он нас все время критикует, что у нас коррупция, что мы не такие». Такую обиду заместитель главного редактора «Новой газеты» сравнил с «комплексом отвергнутого любовника».
Где и почему эффективна пропаганда Кремля?
15:03 03.07.2015 (обновлено: 15:06 03.07.2015)
© Sputnik / Валерий Шустов
/ Подписаться
Разобраться в причинах действенности кремлевской пропаганды пытались участники международного коллоквиума в Берлине. Мнения американских, немецких и российских экспертов, которые выслушал корреспондент DW, публикует inoСМИ