ЕРЕВАН, 20 июл – Sputnik. Иран может принять западный проект по вводу Степанакерта в переговорный проект, сказал в эфире радио «Sputnik-Армения» эксперт по вопросам Кавказа и Ближнего Востока Станислав Тарасов.
«Пока что иранское руководство позиционирует себя в традиционном стиле, Иран придерживается своей прежней позиции по карабахскому урегулированию. С одной стороны, формально говорит о территориальной целостности Азербайджана, с другой — продолжает сотрудничать с Арменией и Карабахом», — сказал Тарасов.
Он отметил, что имея в виду возможное повышение роли Ирана в регионе, ситуация может измениться следующим образом: Иран оттеснит попытки Азербайджана разыграть на карабахском направлении турецкую карту, тем более с учетом проблем последних с курдами и Исламским Государством.
«По существующему раскладу сил, несмотря на более тесную историческую связь Ирана с Азербайджаном, по отношению к Карабаху у Ирана всегда была особая позиция и то, что несмотря на давление, Иран не прерывал отношений с Арменией, это является позитивным фактором», — сказал Тарасов.
Кроме того, сказал эксперт, учитывая интерес Ирана к ШОС и сотрудничеству со странами- членами организации, Иран не пойдет на жесткую конфронтацию с Россией, в частности, по карабахскому вопросу. «Думаю, будут разыгрываться промежуточные формы, может быть Иран будет искать компромиссные варианты с особым статусом Карабаха», — сказал Тарасов.
Как считает эксперт, только на уровне Баку-Ереван переговорные ресурсы уже исчерпаны. «Азербайджан ведет переговоры на основе мадридских принципов, а публично заявляет о четырех резолюциях Совета Безопасности ООН. Однако они не соотносятся друг с другом. То есть, Азербайджан апеллирует к международному праву на уровне ООН, а Европа работает по европейскому праву», — сказал Тарасов.
По его словам, когда Европа предложила свой пункт после Косово, ООН не утвердила это. «И сейчас здесь в наличии имеются две правовые системы. Азербайджан пытается искать союзников на Западе, но, судя по последним событиям, у него ничего не получается», — сказал Тарасов.
По его мнению, скорее всего, будет преобладать европейский сценарий, который предусматривает расширение переговорного формата и включение всех конфликтующих сторон.
Как отметил эксперт, неслучайно, что Москва также сегодня проводит интенсивные переговоры – недавно глава азербайджанского МИД Мамедъяров по приглашению Лаврова побывал в Москве, также активные консультации проходят с Ереваном.
«Мы все на пороге какого-то серьезного решения, однако, поскольку стороны не допускают никакой утечки, контуры пока что не просматриваются. Ясно, что после венского соглашения переговоры по карабахскому вопросу пойдут по другому сценарию, и на сегодняшний день переговоры ускоряются», — сказал Тарасов.
Он считает, что, возможно, готовится какой-то проект, и сейчас какое-то решение будет предлагаться Азербайджану и Армении.
«В частности, будут давить на то, чтобы Степанакерт стал принимать участие в этом переговорном процессе, как равноправный участник конфликта… Сейчас нужны новые подходы, и учитывая удачные визиты президента Карабаха Бако Саакяна на Запад, это означает, что Запад начинает присматриваться к Степанакерту, как участнику переговоров. Складывается ощущение, что Минская группа будет предлагать Баку и Еревану ввести Степанакерт в переговоры», — сказал Тарасов.
По его словам, 20-летний опыт конфликта показывает, что Карабах уже давно живет самостоятельной жизнью.
«Азербайджан занимает радикальную позицию, и вообще не признает права существования армян в Закавказье, в частности в Карабахе. Радикальность их позиции не позволяет Азербайджану вернуться в более нормальное русло, для достижения продвижения в переговорах», — отметил он.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Эксперт: Иран может предложить сделать Карабах участником переговоров
© Sputnik / Юрий Алексеев
/ Подписаться
Эксперт по вопросам Кавказа и Ближнего Востока Станислав Тарасов считает, что только на уровне Баку-Ереван переговорные ресурсы по Карабаху уже исчерпаны.