ЕРЕВАН, 11 авг – Sputnik. 12 января стало «черным» днем в истории современного Гюмри. Убийство семи членов семьи Аветисянов, включая двух малолетних детей, конечно, вызвало огромный резонанс, в чем ключевую роль сыграла личность обвиняемого — в совершении преступления обвиняется российский солдат-срочник Валерий Пермяков.
Через несколько часов после того, как весть о массовом убийстве облетела весь город, Пермякова задержали российские пограничники при попытке перейти армяно-турецкую границу. Свою вину в убийстве он признал.
Поскольку, как заявляет следствие, он покинул воинскую часть с оружием в руках, против него возбуждены уголовные дела не только по обвинению в убийстве, но и дезертирстве и хищении оружия.
Факты
Экспертиза показала, что ДНК Пермякова на 99,99% совпадает с генетической характеристикой ДНК, обнаруженной на окурке сигареты, который был найден на газовой плите в доме Аветисянов.
Аналогичные следы ДНК были обнаружены на ножнах и рукоятке штык-ножа, ремне штык-ножа и автомата АКС-74, обойме и сумке, оставленных на месте преступления. Кроме того, при задержании у Пермякова было изъято три мобильных телефона, принадлежавших убитым хозяевам.
Первоначальные утверждения о том, что почти все члены семьи были убиты во время сна, были позднее опровергнуты. По всей вероятности, глава семьи и его сын с женой все же пытались оказать сопротивление убийце.
Следствие вели…
Как только стало известно о задержании Пермякова на турецко-армянской границе, общественность потребовала его выдачи армянской стороне, однако обвиняемый уже находился под юрисдикцией Российской Федерации.
Изначально заявлялось, что судить Пермякова – как гражданина РФ, будет российский суд, но в дальнейшем, не в последнюю очередь под давлением общественной критики, стороны договорились о совместных следственных действиях и активном взаимодействии. Стороны создали координационный штаб, в который вошли 10 представителей следственных комитетов Армении и России и криминалисты.
Ключевое значение в этом вопросе, видимо, имела состоявшаяся в конце июня в Ереване беседа президента Армении Сержа Саргсяна с министром транспорта РФ, сопредседателем армяно-российской межправкомиссии Максимом Соколовым, по итогам которой было заявлено, что расследованием и судебным следствием по делу об убийстве в Гюмри займутся армянские органы и инстанции.
Образ России
Запоздалые соболезнования Москвы и отсутствие реакции со стороны российских СМИ на резонансное преступление, совершенное военнослужащим РФ на территории страны-союзника, бросило тень на, безусловно, положительное восприятие образа России в глазах жителей Армении.
Некоторые прозападные силы попытались воспользоваться ситуацией и создать антироссийский фон, что спровоцировало стычки с местной полицией и забрасыванию камнями в здание консульства РФ в Гюмри в день похорон погибших. Однако это не привело к распространению антироссийских настроений в Гюмри, жители которого всегда подчеркнуто благосклонно и уважительно относились к российским военным.
Наиболее спорная концепция, которой придерживалась часть националистически настроенной общественности в России, это — лозунг “Своих не сдаем”. Но разве он – “свой”? Для любого здравомыслящего человека – отождествление его соотечественников с жестоким убийцей целой семьи, в том числе, штык-ножом заколовшего полугодовалого ребенка, вряд ли приемлемо.
Итоги расследования и ожидания общества
Завтра в Гюмри состоится первое заседание российского суда, где Пермяков проходит в качестве обвиняемого в дезертирстве и хищении оружия. Неизвестно, как долго продлится этот суд, но важно, чтобы он не затянулся, закрыв эту скорбную страницу города Гюмри. Еще важнее то, что судебные разбирательства по всем пунктам обвинения должны пройти
так, чтобы ни у кого — ни в России, ни в Армении не осталось сомнений в их справедливости.
Тень, которая была брошена на армяно-российские отношения, должна исчезнуть на фоне сложившегося взаимопонимания и готовности решать все вопросы, основываясь не только на законодательных актах, но и человеческих ценностях.
Давид Галстян.